История праздника Святая Троица – Пятидесятница

Иконография праздника

Первая икона, изображающая Святую Троицу, носит название «Гостеприимство Авраама». По ветхозаветному сюжету, праведник Авраам встретил в Мамврийском лесу трех странников, оказавшихся ангелами. Они поведали ему счастливую весть о родившемся наследнике Исааке, а также о том, что потомки его сына «благословят все народы».

Существует несколько икон, описывающих событие схождения Святого Духа на апостольские головы в сионском доме. Обычно иконописцы изображают благодать в виде отдельных языков пламени. Реже Святой Дух выглядит на иконах как поток небесного света, разделенный на лучи.

На некоторых полотнах фигурирует царь Давид с короной на голове, он держит отрез ткани, а на нем лежат 12 свитков. Царский образ на иконах символизирует человечество, все народы, к которым апостолы обратились с евангельским учением. Царь – пленник, узник, но апостольскими устами с ним заговорил Спаситель, донес до него Истину. На других иконах свитки держат сами апостолы, это символизирует их готовность нести свет просвещения.

Специалисты называют его полноценным трактатом, созданным не словами, а образами.

Когда иконописец пишет пустой участок под сионским домом, так он изображает гробницу, оставшуюся пустой, когда Господь воскрес. На невидимое присутствие Спасителя указывает пустое пространство меж Павлом и Петром. На раннехристианских иконах Троицы есть образ Богоматери.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на «Правмире»:

  • Святая Троица в Православной Церкви
  • Троица, 10 икон Святой Троицы
  • Об изображении Святой Троицы
  • День Святой Троицы. Пятидесятница
  • Троица – исполнение всех ожиданий
  • “Святая Троица” Преподобного Андрея Рублева
  • Троица и икона Воскресения Христова
  • Святая Троица — парадигма человеческой личности
  • Художественный образ Пресвятой Троицы
  • Троица: Фундамент христианства
  • Троица: единство и святость
  • День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией?
  • День Святой Троицы: что важнее – Бог или шашлык?
  • День святой Троицы: что поется в этот день в храме?
  • День Святой Троицы: рассказ о нескольких случаях
  • «…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах
  • День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре
  • Как в старину на Троицу гуляли (ФОТО)
  • Праздник Троицы: как победить разделение внутри себя?
  • Почему на Троицу храмы украшают ветками берез?
  • «Я открыл главу о Святой Троице и понял, что это моё»
  • Троица в Давыдово (+ФОТО)

Чудо, свершившееся в Сионской горнице

В книге «Деяния апостолов» рассказывается о том, как ежедневно собирались они вместе в особом помещении — Сионской горнице. Именно под таким названием оно вошло в Новый завет. Неподалёку находился дом самого молодого и любимого Иисусом ученика — апостола Иоанна. В день Своих крестных мук, Спаситель поручил ему заботу о Своей Матери — Пресвятой Деве Марии. С тех пор Она постоянно пребывала в его доме.

Собравшись вместе с Пречистой Девой и апостолом Иоанном, ученики Христовы предавались молитвам и чтению Священного Писания. Так продолжалось в течение десяти дней, пока не свершилось то, что предрёк им перед Своим вознесением Иисус. В Новом Завете очень живо и волнующе описывается сцена сошествия на апостолов Святого Духа. Когда это случилось, не сложно подсчитать. Известно, что Господь вознёсся на сороковой день после Своего Воскресения. Прибавим сюда десять дней, которые провели апостолы в Сионской горнице, и получится пятьдесят — Пятидесятница!

Что это такое и как происходило, мы подробно узнаем из книги «Деяния апостолов». В ней говорится, что в день иудейского праздника первой жатвы, в третьем часу дня, вдруг послышался в воздухе сильный шум, как это бывает во время урагана, и горницу озарили языки огня. Но, был это не обычный огонь, а именно тот, что сходит теперь перед праздником Пасхи в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ярко сияя, он не обжигал, и не причинял боли. Это был не вещественный огонь. Воссияв над головами поражённых сознанием чуда апостолов, языки пламени опочили на каждом из них.

Иконография праздника

Первая икона, изображающая Святую Троицу, носит название «Гостеприимство Авраама». По ветхозаветному сюжету, праведник Авраам встретил в Мамврийском лесу трех странников, оказавшихся ангелами. Они поведали ему счастливую весть о родившемся наследнике Исааке, а также о том, что потомки его сына «благословят все народы».

Существует несколько икон, описывающих событие схождения Святого Духа на апостольские головы в сионском доме. Обычно иконописцы изображают благодать в виде отдельных языков пламени. Реже Святой Дух выглядит на иконах как поток небесного света, разделенный на лучи.

На некоторых полотнах фигурирует царь Давид с короной на голове, он держит отрез ткани, а на нем лежат 12 свитков. Царский образ на иконах символизирует человечество, все народы, к которым апостолы обратились с евангельским учением. Царь – пленник, узник, но апостольскими устами с ним заговорил Спаситель, донес до него Истину. На других иконах свитки держат сами апостолы, это символизирует их готовность нести свет просвещения.

Специалисты называют его полноценным трактатом, созданным не словами, а образами.

Когда иконописец пишет пустой участок под сионским домом, так он изображает гробницу, оставшуюся пустой, когда Господь воскрес. На невидимое присутствие Спасителя указывает пустое пространство меж Павлом и Петром. На раннехристианских иконах Троицы есть образ Богоматери.

Что это за праздник

День Святой Троицы отмечается через пятьдесят дней после Светлого Воскресения Христа. Это – переходящий праздник, и бывает каждый год в разные даты. Он считается днем рождения Апостольской Церкви, потому что именно в этот день на учеников сошла Благодать Святого Духа.

Об этом событии предрекали не только древние пророки, но и Сам Христос после своего воскресения говорил, что ученикам надо быть вместе и ожидать схождения Благодати. Данное событие описывается в апостольских Деяниях.

Все апостолы в тот день были вместе. Они сидели в доме, как вдруг раздался сильный шум, как от порыва ветра, и с неба на каждого ученика сошли языки огня. В таком чудесном виде в них вошел Святой Дух.

После произошедшего апостолы начали разговаривать на различных языках, которых они до тех пор не ведали. Со стороны казалось, что они находятся в нетрезвом состоянии. Но апостол Петр опроверг тот факт, что они пьяные, и объяснил это событие с точки зрения пророчеств Ветхого завета.

После этого события ученики приобрели смелость, которой до этого не имели, и пошли бесстрашно проповедовать разным народам Христа.

Как православные празднуют Пресвятую Троицу

Среди церковных праздников День Святой Троицы – это, пожалуй, самое красивое мероприятие года. Священники облачаются в зеленые одежды, храмы и иконы Святой Троицы украшаются ветвями березы, полевыми цветами, листьями. Пол в храмах устилается свежей травой.

Зеленый тон служит символом животворящей веры, возрождения природы после долгой зимы, но самое главное – освобождением человеческой души от греха.

Вот почему в этот день принято освящать березовые ветви (березка ведь – это настоящий символ России) и приносить их в дом. Поверье гласит, что этот своеобразный букетик принесет удачу на весь год, если его сохранить до следующей Троицы.

Зеленые ветки других растений — дуба, липы, клена и рябины также используют, чтобы украсить жилище на Троицу. Они призваны оберегать дом от злых духов. Из луговых трав берут васильки, любисток, чабрец, папоротник, мяту, мелису, лопух, плетут из них венки и вешают на дверь, составляют букеты, которые ставят на стол или возле икон.

Накануне в Великую Троицкую субботу служится всенощное бдение. В день праздника Святой Троицы читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия.

Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год – они оберегают дом от болезней и бед. Целители рекомендуют собирать в этот день травы —  считается, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.

Священники не рекомендуют в эти праздничные дни заниматься тяжелой физической работой, посещать кладбище, планировать какие-то глобальные дела (например, уборка дома, работа на даче, крупные покупки и т.п.). Лучше всего найти время для праздничных богослужений — сходить в храм на службу, посетить литургию в честь Пресвятой Троицы, проникнуться духом светлых молитв, настроиться на праздничную волну.

А остаток дня можно провести со своими близкими, помочь родным, навестить старых друзей. Поста в праздник Святой Пятидесятницы нет, поэтому праздничный стол предполагается богатый и обильный, с разнообразными мясными блюдами, пирогами, свежей зеленью.

Также после праздничного обеда устраиваются традиционные народные гулянья — люди стремятся на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры. А еще можно в такой праздник загадать самое заветное желание – если настроиться на исполнение мечты, она непременно сбудется.

Итак, что это такое – праздник Великая Троица? Это день сошествия Духа Святого, когда Бог проявился во всех трех лицах и явил себя как триединый Всевышний.

А еще это день возрождения человеческой души, когда она может получить бесценный дар спасения, просто раскаявшись в своих прегрешениях и доверив все переживания Господу. Такая вот она – светлая Пресвятая Троица.

Троицкие храмы на Руси

Самая первая церковь во имя Святой Троицы, была построена в Пскове самой княгиней Ольгой. Почти сразу же по всей Руси начали возводить и другие святыни:

  • Троице-Сергиева Лавра;
  • Свято-Троицкий Марков монастырь;
  • Тройчанская обитель;
  • Троицкий Павло-Обнорский скит;
  • Троицко-Стефановский монастырь;
  • Ипатьевская Свято-Троицкая обитель;
  • Антониево-Сийская лавра.

Также были освещены обители в Астрахани, Муроме, Казани, Тюмени, Свияжске и других городах России.

Во имя Святой Троицы были освящены два Великоновгородских храма, а также московские соборы: в Полях и Никитниках.


Троице-Сергиева Лавра


Ульяновский Троице-Стефановский монастырь


Антониево-Сийская лавра

Часто задаваемые вопросы

Отвечаем на вопросы, которые наиболее часто задают верующие касаемо праздника Троицы.

Почему для украшения используют ветви березы?

Объяснение связано с историей праведника Авраама, к которому явились с вестью три ангела. Эта сцена, изображенная на иконе Троицы, происходила в лесу в Мамвре. Там росли преимущественно дубы, а славяне для своего празднования выбрали более распространенные березы.

Что запрещено в День Троицы?

Пятидесятница – великий праздник. Верующим запрещено выполнять тяжелую физическую работу, хлопотать по дому. День нужно провести в молитвах и доброжелательном общении с родными. Нельзя плавать в естественных водоемах: по поверью, русалки в этот праздник особенно шалят.

Как провести родительскую субботу перед Троицей?

В этот день необходимо сосредоточиться на молитвах об умерших родственниках. Верующие должны наведаться в церковь, вспомнить об ушедших из жизни, но оставшихся в сердце родных, пообещать себе и им измениться в лучшую сторону.

Есть можно все. В этот праздничный день нет поста.

Что, помимо березы, можно использовать для украшения дома?

Главное украшение – березовые ветки. Свежая зелень листьев символизирует обновление жизни, возрождение. А белая кора – олицетворение чистоты души и светлых помыслов. Если береза поблизости не растет, можно использовать для украшения другие виды растений. Подойдут охапки свежескошенной травы, букеты и венки из луговых и лесных цветов, метелки из папоротника. Из древесных веток можно использовать кленовые, липовые, дубовые, рябиновые.

Праздник Троица обычаи и обряды

Праздник Троицын день очень красивый и почитаемый среди православных. К его празднованию верующие готовятся заранее и очень серьезно. Несмотря на то, что многие обычаи и обряды с тех времен позабыты, народ все таки чтит их и пытается передать их подрастающему поколению..

В канун праздника церкви и жилища христиане украшают зеленью. Традиционно — это молодые ветви березы и болотный аир, а также все полевые цветы.

После утреннего праздничного богослужения вся семья собирается дома за столом, читают молитвы, а также принимают праздничную трапезу. Еду хозяйка дома приготавливает заранее: печет булочки, пироги, тушит картошку с мясом. В Троицын день православные могут есть любую пищу, так как пост заканчивается с празднованием Пасхи.

После обеда верующие навещают родственников, обмениваются букетами из аира и полевых цветов, символизирующие богатство, плодородие. На улицах устраивают гулянье с играми, песнями, танцами.

В праздник запрещено убирать дома или работать на земле. Этот день хорош для сбора лекарственных трав, ибо сегодня их сила приумножается трехкратно.

В Троицын день православные кроме песен и танцев проводят особенные обряды. К примеру, в селах выбирают накрасившую девушку, надевают на нее нарядное платье, бижутерию, вешают цветные ленточки. Ее прозывают Тополей. Остальные жители становятся в хоровод, поют песенки и танцуют. Увидеть Тополю на празднике означает большая удача. Сама Тополя желает всем повстречавшимся на ее пути здоровья, любви и всех благ.

Чтобы сохранить целостность семьи, и приумножить счастье в доме на Троицын день супружеская пара приготавливает специальную яичницу. Для этого берутся два яйца четверговых, символизирующие единение пары: супруга и супруги. Для жарки берут круглую сковородку и читают во время приготовления молитву:

К блюду запрещается добавлять любого рода приправу, кроме соли, так как оно — настоящий оберег для всей семьи. Разрешается добавлять зелень (зеленый лук, петрушку, укроп), но не резать их, а укладывать целиком, что обозначает целостность всей семьи.
Приготовленную яичницу выкладывают в каравай из ржи, который заранее освещают в храме, и идут с семьей (муж и жена) в березовую рощу, разрезают каравай только вдоль и трапезничают.

Троицын день не обходится и без гаданий.  Незамужние девушки плетут веночки из полевых растений и пускают по реке. В зависимости от того, как поведет себя веночек, так и сложится судьба гадающей:

  • Венок плывет ровно — жизнь будет ровной.
  • Венок качается по волнам — супружеская жизнь будет переменчивой.
  • Венок быстро исчез из виду — гадающая скоро выйдет замуж.
  • Венок вернется к берегу — гадающей еще год сидеть без жениха.

Согласна поверью, в Пятидесятницу оживают русалки. Из-за этого деревенские жители проводят еще один обряд. На праздник жители деревень мастерят чучело русалки, водят вокруг него хороводы, поют песни, а в конце празднования рвут его на малюсенькие частички и раскидывают по полю или сжигают.

Для приумножения богатства в доме в Троицын день проводится магический ритуал. Проводящие обряд встают с восходом солнца, идут на поле, срывают там семь разнообразных растений и создают из них букетную композицию. С ним гадающие идут сразу же в храм на службу. Во время богослужения запрещено садится. Во время прочтения молитв и преклонения Троице необходимо коснуться букетом цветов церковного пола. После службы запрещено заходить к посторонним людям или в магазин, следует сразу направиться домой, где прочитать следующую молитву:

Букет хранится целый год дома, недалеко от иконы.
Обрядов и обычаев, которые проводятся верующими, огромное количество, поэтому они отличаются в зависимости от местности. Однако все они начинают работать лишь в том случае, когда в него начинают верить.

Икона

В Книге Бытия Ветхого Завета рассказывается о том, как праведному Аврааму в Мамврийский дубраве явились три странника и возвестили о чудесном рождении сына, Исаака, и о том, что в его потомстве «благословятся… все народы земли». Это восемнадцатая глава Книги Бытия. А в следующей, девятнадцатой, странники прямо названы ангелами. Так что сюжет «Гостеприимство Авраама» — один из первых в иконографии Святой Троицы.

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр:  Ярославская школа. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 127 см, ширина 109 см. «Ветхозаветная Троица» — наиболее распространенное на Руси изображение Святой Троицы. В основе сюжета иконы лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму Бога в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Инв. № Ж-1345 Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

Позднее у ангелов появляются нимбы, а крестообразный нимб одного из трех ангелов позволяет отождествить его с Иисусом Христом.

Существуют также иконописные изображения события Сошествия Святого Духа на апостолов в Сионской горнице. Сверху, с небес, на сидящих учеников сходят разделенные языки пламени. Иногда осенение Святым Духом символизируется потоками света.

Сошествие Святого Духа

На некоторых иконах можно видеть пророка и царя Давида в царской короне. В руках у него полотно, а на нем двенадцать свитков. Апостол Петр в проповеди цитировал пророческие слова пророка о Воскресении Христа.

Иногда фигура царя в короне трактуется как символ всего человечества, к которому будет обращена проповедь апостолов. Царь в плену, в темнице, но через апостолов к ним обратится Христос, который есть «Истина и жизнь».

Если место под Сионской горницей оставлено пустым, это символ гробницы, опустевшей после Воскресения Иисуса Христа.

О незримом присутствии Христа на иконах говорит также незанятое пространство между апостолами Петром и Павлом.

У ранних христиан на иконах Пятидесятницы присутствует Богородица.

Свитки или книги в руках учеников Христа символизируют научение и просвещение народов.

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XV в. 1425–1427. Иконописная школа или художественный центр:  Московская школа. Иконописец: Рублев Андрей. Происхождение: из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 141,5 см, ширина 114 см. Сцена безмолвного общения трех ангелов гениально раскрыта иконописцем в жестах их рук – левый ангел (Бог Отец) благословляет жертвенную чашу, средний ангел (Бог Сын) готов принять эту чашу, его рука с символическим перстосложением опущена, поза выражает сыновнюю покорность воле Отца и готовность принести себя в жертву, правый ангел (Бог Святой Дух), «заканчивая беседу», утверждает высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. В отличии от многих композиций этой иконографии, на столе представлена только одна чаша с головой тельца; она становится смысловым центром произведения – символом новозаветного жертвенного агнца. Силуэт чаши ритмически повторяется в линиях внутренних контуров левого и правого ангела, образующих большую евхаристическую чашу, в которой помещен центральный ангел – Иисус Христос. Оклад иконы Святая Троица письма Андрея Рублева.Инв. № 13012. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Литература: Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2008. С. 114-115

Вероятно, самой известной в мире иконой можно назвать «Троицу» Андрея Рублева, которая являет собой запечатленный в красках законченный богословский трактат.

Варианты названия праздника и их история

У празднества два общепринятых названия – Пятидесятница и День Святой Троицы. Оба они связаны с библейскими событиями после воскрешения Христа.

Воскресший Спаситель в течение 40 дней представал перед своими учениками. Поднимаясь в Небеса, Господь уверил апостолов, что в последний день перед скончанием времен вернется на землю. А до того пошлет ученикам Духа-Утешителя. Апостолы не поняли, что означают эти слова Христа, но с нетерпением ждали события. С этой целью ежедневно приходили в один из домов, стоявший на иерусалимской горе Сион.

На 50-ый день после воскрешения и на 10-ый после Христова Вознесения иудеи праздновали начало жатвы. Апостолы с Богоматерью находились в сионском доме. Вдруг в середине дня раздался оглушительный шум, как при урагане. Над головами присутствующих повисли языки пламени, они сияли, но не обжигали. Это был тот самый Дух-Утешитель, обещанный Спасителем. Огненные языки снизошли на апостольские головы. В тот же миг христовы ученики получили необыкновенный дар: они заговорили на языках других народов. Эта способность дала им возможность проповедовать евангельское учение во всех краях.

Первое название – Пятидесятница – дано церковному празднику, поскольку описанные события происходили в 50-ый день от воскрешения. А второе название – Троица – знаменует сошествие благодати на христовых учеников, явление Божественной тройственности. То есть перед апостолами предстала Троица: Святой Дух сошел от Бога-Отца по велению Бога-Сына.

Троица 2021: традиции прошлого и настоящего

В современном мире традиции Семика, Троицы и Зеленых праздников крепко переплелись, составив целый комплекс троицко-семицкого празднества. Сегодня, как и в давние времена в преддверии Троицы, в Троицкую субботу принято поминать усопших родственников. Также перед самим праздником Троицы хозяйки убирают жилище, украшают его зелеными ветками и ароматными травами. Такая дань природе и Матери-Земле наблюдается не только в селах, а и в городах.

В воскресенье, на Святую Троицу верующие отправляются в храмы, где освящают ветви березы и клена. Сами церкви пышно украшены цветами и благоухающими травами. После службы вся семья возвращается домой, где садится за праздничный стол. На Троицу готовят блюда из яиц, мяса, птицы и рыбы, а также блины, выпечку и кутью. Все несладкие блюда обильно посыпают зеленью: петрушкой, укропом, базиликом. Поста на Троицу нет, поэтому можно веселиться и употреблять любую пищу.

В древние времена на Зеленые святки приглашали в гости друзей, родственников, устраивали игрища, водили хороводы, пели песни. Такие традиции Троицы существуют и сегодня. Также на Троицу можно свататься и устраивать смотрины невест. Если заслать сватов на день Троицы, то к Покрове можно будет отпраздновать свадьбу.

Дата праздника

Ежегодно все православные обсуждают, какого числа праздник Троицы будет отмечаться в этом году. Ведь, как и многие другие церковные праздники, он имеет плавающую дату. Она напрямую зависит от того, на какой день выпадает Пасха.

Дело в том, что Троица наступает на пятидесятый день после этого светлого и великого для всех христиан праздника. Непременным условием является день недели – это всегда воскресенье. Для того, чтобы лучше ориентироваться в датах православных праздников, многие приобретают церковный календарь, где указаны все важные для христиан дни.

Какого числа праздник Троицы праздновался в текущем году? Он выпал на четвертое июня, а в 2018 году мы станем отмечать его двадцать седьмого мая. Каждый раз этот день сопровождается обилием мероприятий, которые проводят городские власти. Ведь каждый градоначальник стремится сделать все, чтобы его жители по-настоящему отдохнули во время народных гуляний. Но не стоит забывать и о традициях праздника Троицы, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке.

Каноны и акафисты

По традиции на большой христианский праздник всегда зачитываются каноны и акафисты.

Канон на День Святой Троицы

Канон – это хвалебная молитва, состоящая из 9 песен. Каждая из песен, в свою очередь, делится на 2 части: ирмос и тропарь.

Молитва исполняется под специальную мелодию и повествует о происходящих событиях, восхваляет праздник Троицы.

Обычно каноны зачитываются утром, днем и вечером на богослужении. По желанию вы можете прочитать молитву и дома. Чаще всего с ее помощью просят Всевышнего о помощи или о покаянии.

Акафист Пресвятой и Животворящей Троице

Так же как и канон, акафист восхваляет Святого или какой-либо праздник.

Молитва состоит из 13 песен, повествующих о явлении апостолам Святой Троицы. Исполняется только стоя.

Языческие корни праздника

Мы уже упоминали, что история праздника Троицы уходит вглубь веков, когда христианство еще не пришло на Русь. Первая неделя лета считалась периодом, когда живительные природные силы полностью побеждают тьму и зло. В это время окончательно устанавливалась жаркая погода, что знаменовало приход лучших месяцев в жизни славян, когда можно было забыть о долгой и холодной зиме, уносящей множество душ с собой.

Именно этот глубокий смысл породил ряд обычаев праздника Троицы, которые соблюдаются и до сих пор. Конечно, большинство наших соотечественников уже и не помнят, почему требуется делать так или иначе, но все же четко придерживаются установленных обычаев и ритуалов. О них мы тоже обязательно расскажем в следующих разделах статьи.

Традиции и обряды праздника

С Троицей у православных связано множество народных традиций. Целители в этот день, например, отправляются на поиски трав. Найденные на Пятидесятницу, они, как верят многие, обладают мощными целительными свойствами. На Руси торжество проводили, устраивая массовые гуляния.

С нетерпением его ждали незамужние барышни, которые пользовались моментом и гадали на суженного. Девушки пели, плели венки, а затем сплавляли их по речке. Те представительницы прекрасного пола, которые уже нашли себе женихов, на Троицу рассчитывали на то, что в их родительский дом придут свататься. Для девушек это было гарантией того, что на Покров они выйдут замуж.

Часть из этих традиций сохранилась и до наших дней. Однако, церковнослужители не устают напоминать верующим о том, что они к самому христианству никакого отношения не имеют. На Пятидесятницу праведникам положено отправиться в храм, чтобы присутствовать на праздничном богослужении.

Духовенство проводит его в одеяниях зеленого цвета, так как зеленый является символом жизни вечной. Соборы в это время украшают ветками, ранее также было принято устилать полы церквей свежескошенной травой. Их прихожане уносили домой, те в их жилищах служили оберегом от всего дурного.

На Троицу прихожане могли посвятить воду. После богослужения многие, придерживаясь благочестивой православной традиции, подавали нуждающимся милостыню. Взамен подающий мог просить людей молиться об их близких покойных. Кстати, накануне праздника принято и самостоятельно молиться об усопших, подавать за них записки, чтобы крещенных вспомнили на поминальной службе всенощного бдения.

Пятидесятницу по церковному канону отмечают на протяжении трех дней. В каждый из них в храмах проводят особые службы, их праведники стараются не пропускать. Так как Троица не выпадает на период поста, то дома разрешено устраивать небольшие пиры. На них христиане приглашают близких. Готовятся к торжеству заранее, не ограничиваясь одной уборкой. Хозяйки готовят угощения, в числе которых и хлеб, символизирующий благополучие.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий