Букингемский дворец в Лондоне
Британские монархи знали толк в красивых зданиях, и Букингемский дворец в Лондоне тому подтверждение. Основное здание, построенное для герцога Букингемского в 1703 году, было продано королю Георгу III для королевы Шарлотты в 1761 году. В 19 веке здание расширили архитекторы Джон Нэш ( John Nash ) и Эдвард Блор (Edward Blor), и дворец стал резиденцией королевского дома со времени вступления на престол королевы Виктории.
Перед главными воротами дворца в 1911 году был установлен мемориал королевы Виктории, созданный скульптором сэром Томасом Броком (Thomas Brock).
Зеленая комната — бывшие покои королевы Шарлотты
Белая гостиная имеет потайную дверцу, через которую любит входить нынешняя королева Англии
Самыми роскошными комнатами дворца считаются тронный зал, зеленая гостиная, картинная галерея, парадная столовая и бальный зал. Хотя и другие комнаты, где и сегодня живет королевская семья, поражают воображение туристов со всего мира.
История возникновения музея
Собственно, возник он там потому, что особых достопримечательностей в Бильбао не было. Город большой, промышленный, на «бойком» месте – в устье реки Нервион, недалеко от океана. К несчастью, исторический центр Бильбао практически не сохранился. В 19-м веке город пострадал и в войне с Наполеоном, и во время карлистских войн. В 1936 году Бильбао жестоко бомбили франкисты. Сейчас в городе есть квартал, называемый Старым городом (Casco Viejo), но «старость» его относительна и историческая ценность невелика.
В 20-м веке Бильбао украсился зданиями в стиле модерн, парками и музеями (такими, как музей Басков, Морской) но, в целом, турист в Бильбао редко заглядывал.
Город нуждался в исключительной, выдающейся достопримечательности, ради которой бы сюда потянулись люди. В конце 80-х, в условиях спада производства, проблема оживления экономики города за счет привлечения туристов встала остро, и местные власти решили коренным образом преобразить Бильбао, пригласив выдающихся архитекторов современности.
Примерно в это же время фонд Гуггенхайма подыскивал место для строительства нового музея.
Здесь надо сказать несколько слов о Соломоне Роберте Гуггенхайме. В жизни этого американского промышленника, весьма удачливого в делах, владевшего медными рудниками и золотыми приисками, были две встречи, круто изменившие его жизнь. В 36 лет он женился на Ирен Ротшильд, и жена со временем привила ему страсть к искусству и коллекционированию. Он стал покупать картины эпохи Возрождения и настолько этим увлекся, что в какой-то момент оставил свой бизнес, чтобы полностью сосредоточиться на коллекционировании.
Гуггенхайму было шестьдесят пять лет, когда он познакомился с немецкой художницей, баронессой Хиллой фон Ребай, которая заразила его страстью к абстрактному искусству, причем до такой степени, что Гуггенхайм распродал свою коллекцию старых мастеров и полностью переключился на новое направление.
В 1937 году он основан Фонд для поддержки и развития современного искусства, а в 1939 году в Нью-Йорке открылся первый музей Гуггенхайма, который со временем стал пользоваться огромной популярностью (особенно после того, как в 1959 году переехал в построенное Ф. Райтом футуристическое здание, ставшее одним из самых экстраординарных зданий Нью-Йорка).
В 1951 году, в старинном палаццо в Венеции, разместился музей Пегги Гуггенхайм, племянницы Соломона. Музей был организован при поддержке Фонда Гуггенхайма. Правда, самого основателя фонда уже не было в живых — он умер в 1949 году в возрасте 88 лет.
За возможность заполучить себе следующий музей Гуггенхайма боролись Вена, Токио, Зальцбург, Осака и другие весьма представительные города. Но фонд выбрал промышленный баcкский город Бильбао — его городские власти без колебаний согласились на все условия, выдвигаемые фондом.
Музей был построен к 1997 г. по проекту американского архитектора Фрэнка Гери, и его появление, действительно, круто изменило жизнь города.
Здание
Здание для музея современных искусств не может быть обыкновенным. Поэтому для постройки музея был привлечен архитектор Фрэнк Гери, славящийся своими авангардными работами.
И действительно, созданный и воплощенный в жизнь проект отличается оригинальностью. Внешне здание имеет невероятную форму. Если смотреть вблизи, то здание выглядит хаотичным нагромождением блоков, а вот издалека оно напоминает то ли инопланетный корабль, то ли распускающийся бутон розы. Безусловно, архитектура этого уникального здания сама по себе является великолепным образцом современного искусства.
Для выполнения отделки здания было использовано три вида материала: плиты песчаника, тонированное стекло и пластины титана. Эти пластины уложены наподобие рыбной чешуи, они красиво переливаются под лучами солнца и отражаются в воде реки, на берегу которой построен музей. Но особенно эффектно здание выглядит вечером, когда включают цветную подсветку. Фото здания музея позволяют оценить необычность форм, но полностью оценить красоту здания можно, только увидев его воочию.
В авангарде искусства
Основа коллекции музея – современное искусство, начиная с середины XX века и до наших дней. Здесь можно увидеть работы таких мэтров, как Энди Уорхол, Марк Ротко, Герхард Рихтер, Виллем де Кунинг, Джеймс Розенквист. Естественно, в музее представлены и современные испанские художники: Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса, Антонио Саура, Хуан Муньос.
Чтобы сохранить статус самого авангардного музея Испании, мало выставить авангардистов, нужно использовать принципиально иные формы подачи информации. Поэтому в музее Гуггенхайма очень много интерактивных работ, с которыми посетители могут «вступать в контакт», и конечно, много видеоарта и инсталляций.
Все это вовсе не значит, что музей в Бильбао интересен только поклонникам современного искусства. В последние годы здесь довольно часто проводят временные выставки мастеров, чей гений прошел испытание временем. Так, в музее показывали рисунки Микеланджело, гравюры Дюрера и работы из коллекции Государственного Эрмитажа.
Пожалуй, два самых известных экспоната музея в силу своих размеров выставляются не внутри здания, а перед ним. Это огромный металлический паук американки Луизы Буржуа и 13-метровый щенок американского художника Джеффа Кунса, сделанный из живых цветов. Кстати, изначально предполагалось, что щенок погостит в Бильбао лишь некоторое время и уедет, но посетители музея так полюбили «малыша», что руководство решило его оставить.
Музей Гуггенхайма в Бильбао
Современная испанская архитектура – уникальное явление в мировой культуре. Удивительные футуристические строения здесь мирно соседствуют с классическими зданиями прошлых столетий, создавая неповторимый эффект слияния прошлого и будущего.
Именно таким предстает перед своими гостями тихий, и до недавних пор ничем особенно не примечательный город Бильбао.
Известность к нему пришла в конце 90-х, когда в сердце города, на берегу реки Нервьон, был построен один из самых удивительных музеев Старого света – знаменитый Музей Гуггенхайма, полностью посвященный современному искусству.
Однако главной достопримечательностью Бильбао остается Музей, знакомство с которым обязательно входит в любую туристическую программу. Можно не понимать или не принимать современное искусство, но посещение музея Гуггенхайма – это не просто экскурсия, а любопытный философский аттракцион, позволяющий по-новому взглянуть на привычные вещи и окружающее их пространство.
Музей снаружи
Музей получил свое название в честь знаменитого американского мецената и ценителя новейших художественных направлений Соломона Роберта Гуггенхайма. Первую экспозицию предприниматель открыл в 1937 году в Нью-Йорке.
Испанский музей современного искусства был открыт ровно на 60 лет позже, поэтому его можно назвать филиалом заокеанского.
Испания была выбрана тоже неслучайно. Столь популярная среди туристов страна обеспечивает музею нескончаемый поток посетителей.
И пусть по статусу музей в Бильбао занимает лишь вторую позицию, своим внешним видом он прославился на весь мир.
Скульптуры
Полюбовавшись зданием Музея Гуггенхайма издалека, стоит подойти к нему поближе. Помимо описанных выше, вокруг здания можно увидеть еще несколько очень интересных скульптур и инсталляций.
Внутреннее пространство и экспозиция
Внутри музей Гуггенхайма выглядит не менее странно, чем снаружи. Здесь почти нет традиционных прямоугольных помещений, все состоит из ломаных линии и диагоналей, в произвольном и хаотическом порядке пересекающих пространство.
В центре здания располагается высокий атриум, от которого, как лепестки цветов, отходят многочисленные залы.
Залы второго этажа предназначены для проведения временных выставок, поэтому предугадать, чем будет удивлять зрителей очередная экспозиция, не представляется возможным. Здесь демонстрируются не только живопись, но еще скульптура, пластика, а нередко и оригинальные инсталляции, созданные из самых неожиданных материалов.
Всю центральную галерею первого этажа занимает весьма популярная композиция «Материя времени», созданная известным американским скульптором Ричардом Серра.
Этот грандиозный проект представляет собой несколько замысловато выгнутых листов прочной корабельной стали, которые, свиваясь в спирали и эллипсы, образуют странный лабиринт.
Можно до бесконечности блуждать среди этих железных стен, изучая, как сужается и расширяется пространство, направляя человека либо к тупику и безысходности, либо к открытым дверям и возможности дальнейшего выбора пути…
Философствовать в Музее Гуггенхайма можно бесконечно. Его создатели верят, что, изучая необычные экспонаты, каждый посетитель сможет открыть новые грани сознания, чтобы лучше понимать себя и окружающий мир в его самых непредсказуемых проявлениях.
Наследство Дарриды в катакомбах Гери
Музей в Бильбао на своих стенах собрал тяжелый налёт памяти, чтобы показать ржавыми пластинами Ричарда Серры, какой осадок оставил век, на похоронах которого играл саксофон, а рождение осветила сигнальная ракета с «Титаника». Гери находит способ передать эмоциональную впечатлительность своих современников. XX век — тяжёлый, тучный, грозный, и экспозиция выглядит монотонной, озябшей, как весь музей, закованный во льды стекла. Посетитель не забудет угрожающую белизну свернутых над ним листов огромной бумаги, чувство неустойчивости, тупика и нехватки воздуха. Внутри музей — что-то между египетской пирамидой и тонущим кораблем.
Организаторы ловко вплели сюда Энди Уорхола. Его «Мерлин» — пощёчина удешевлённому растиражированному искусству. И ему удобен придуманный Гери формат пещеры. Намекая на мумификацию искусства, Уорхол говорит с завистью к Пикассо, знавшему её живой: «здесь покоится муза, питавшая вдохновением все стороны света». Музей — пещера, уходящая под Монпарнас. Вход в неё охраняет огромный паук. Под его похожим на моток ниток брюшком редкий посетитель согласится, что здесь права нового искусства заявлены с философским благородством. Луиза Буржуа нашла такой образ идее Мамфорда: человек попадает в социальную материю, как в паутину, и не замечает, что она затягивает, опутывает и отравляет.
В своих мемуарах племянница Соломона Пегги пишет, что фонд изменил её восприятие фамилии, сделав из «Гуггенхайм» отдельную страну. Как королевство Лихтенштейн. Гери учёл эту особенность и внешнюю архитектуру подстроил под это восприятие. Пегги поддерживала искусство, казавшееся ненормальным (Поллока, Ротко). Её отец оправдывал амбиции Эйфеля и столь же убеждённо доверился надёжности «Титаника». То, как закрепилась в Париже Эйфелева Башня, утвердило право нового искусства на существование, и тонкий танцующий центральный холл напоминает знакомые, идущие крест-накрест опоры. Последние главы XIX века Джордж Паркер и Альберт Эйнштейн дописывают почти одновременно.
Подобные пластинам Ричарда Серра конструкции Эдуардо Чилида под остроумным названием: «Советы Космосу V» и Ансельм Кифер: «Падающие звёзды» (1995).
Необычные скульптуры
Со стороны реки проложен пешеходный изогнутый полудугой мостик, по которому можно пройти, чтобы осмотреть здание музея, подойти к огромной металлической скульптуре паука с неимоверно длинными «лапками». Автор этой скульптуры Луиза Буржуа, наверно, стремилась выразить идею роли насекомых на нашей планете, показать зависимость сильного человека от крошечного насекомого: фигура стоящего рядом с «лапкой» человека кажется маленькой игрушкой.
Перед зданием музея есть еще одна удивительная 13-метровая «скульптура» цветочного щенка, сделанная американским художником Кунсом. Оригинальная фигура как нельзя лучше подходит для оформления такого необыкновенного здания, каким является Музей Гаггенхайма. Надо отдать должное автору скульптуры и цветоводам, ухаживающим за цветочной «шерстью» щенка. Органично подобранные оттенки создают очень симпатичный облик гигантского изображения милого щенка-терьера.
Вызывает восхищение наружная инсталляция тюльпанов, изящно изготовленных из тончайшей стали, покрытых блестящей краской разных цветов: они тоже как будто из космоса. Завораживающим зрелищем смотрится абстрактная гирлянда, сотканная из стеклянных сине-серых шаров.
3 шедевра из коллекции
Большую часть экспонатов составляют авангардные работы, инсталляции, электронные произведения, абстракции. Несколько из них всегда вызывают повышенный интерес.
- «Суть времени» Ричарда Сери размещена в отдельном зале. Странно закрученные листы атмосферостойкой стали, создающие причудливые коридоры, выражают отношение автора к изменчивости временных пределов.
- Диптих «Мэрилин Монро» Энди Уорхол начал через неделю после самоубийства звезды телеэкранов, использовав шелкотрафаретную печать, за что критики написали множество нелестных отзывов. Время расставило все по местам. О критиках давно забыли, а к шедевру по — прежнему тянутся экскурсионные группы.
- Серия «Тени» Уорхола состоит из 102 полотен. На них губкой с краской нанесены изображения силуэтов реальных объектов.
Уникальное здание
По заявлению американского архитектора Филипа Джонсона, более грандиозного здания современности он в мире не видел. Оно выполнено в авангардном стиле и имеет сложную геометрию. Для строительства здания использовалось стекло, титан и известняк. Над его проектом работал гениальный канадский архитектор Фрэнк Гери, придумавший стиль архитектурный деконструктивизм.
В его проектной разработке обыграна морская тема. Напомним, что местный порт является самым крупным в Испании. Здание построено в форме корабля, кто-то даже говорит, что космического, «плывущего» по Нервьону. Это грандиозное сооружение обшито пластинами из титана в виде чешуи рыбы, которая отражает и дробит солнечные лучи.
У здания отсутствуют прямые углы. Оно мягко изгибается. Все помещения расположенные внутри будто перетекают от одного к другому.
Высота стеклянного атриума в центре сооружения составляет 55 м. Создатель здания, таким образом, выразил свое уважение новаторскому зодчему из США Фрэнку Райту, создавшему музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Экспозиции в музее Гуггенхайма
Здание имеет три этажа с выставочными залами. Первая комната, расположенная в той части музея, которая предназначена для осмотра достопримечательностей, – это атриум. В его центральной точке временно выставлены масштабные скульптуры, доходящие до третьего этажа. В 2014 году вышла абстрактная работа Эрнесто Нето «Падающее женское тело». Постоянная экспозиция на нижнем этаже включает в себя композицию из покрытых ржавчиной стальных пластин, образующих серию лабиринтов под названием «Материя времени». Его автор, Ричард Серра, буквально «знакомит» зрителей со все более сложными пространственными формами (эллипсоиды, спирали), которые предназначены для нарушения зрения и движения. На вид не визуально интересные композиции вызывают значительное удивление получателей после их «прохождения». На первом этаже дома кинотеатр, в котором можно посмотреть интересную подборку фильмов, состоящую из фрагментов с разных этапов кинематографии. Лейтмотивом показа являются “Часы” Кристиан Марклай. Благодаря более чем тысяче эпизодов, вырезанных из разных фильмов, время показывается невероятно связным образом.
Экспозиции в музее Гуггенхайма
История возникновения музея Гуггенхайма в Бильбао
Открытие комплекса состоялось в 1997 году. Многие город мира предлагали свои территории для постройки, но был выбран именно Бильбао, поскольку муниципалитет согласился на все требования организаторов строительства без всяких ограничений. До постройки музея туристических объектов в городе почти не было. Исторический центр сильно пострадал во время войны, старинные здания были разрушены. Власти не стали восстанавливать руины, а пошли по другому пути. Город постепенно преображался, украсившись зданиями и парками в стиле модерн. Чтобы увеличить доходы от туристического бизнеса, необходимо было создать несколько уникальных объектов, куда бы стремились посетители. Так совпало, что фонд Гуггенхайма как раз искал место для нового филиала Нью-Йоркского музея современного искусства.
Появление в городе нового музея очень быстро изменило жизнь Бильбао, сюда потянулись представители богемы, почитатели современного искусства. Ежегодно в стены музея любопытство приводит несколько сотен тысяч посетителей.
Выставки [ править ]
В музее, в частности, представлены «крупномасштабные работы и инсталляции современных художников для конкретных мест», такие как змея Ричарда Серра длиной 100 метров (340 футов) , а также представлены работы баскских художников », а также жилые дома Подборка произведений »из собрания современного искусства Фонда. В 1997 году музей открылся «Музеями Гуггенхайма и искусством этого века», обзором из 300 произведений искусства 20-го века от кубизма до искусства новых медиа. Большинство произведений происходило из постоянной коллекции Гуггенхайма, но музей также приобрел картины Виллема де Кунинга ,Марк Ротко и Клиффорд Стилл и заказали новые работы Франческо Клементе, Ансельм Кифер , Дженни Хольцер и Ричард Серра .
Выставки часто меняются; в музее обычно проходят тематические выставки, посвященные, например, китайскому или русскому искусству. [ необходима цитата ] Традиционные картины и скульптуры – меньшинство по сравнению с инсталляциями и электронными формами. Изюминкой коллекции и ее единственной постоянной экспозицией является The Matter of Time (включающая более раннюю работу, Snake ), серию скульптур из погодоустойчивой стали, спроектированную Серрой, которая размещена в 130-метровой галерее Arcelor (ранее известной как Рыбная галерея, но переименованная в 2005 году в честь производителя стали, спонсировавшего проект). Коллекции обычно посвящены авангардному искусству., Абстракция ХХ века и беспредметное искусство. Когда музей объявил о проведении в 2011 году выставки «Световой интервал», показа произведений искусства, принадлежащих греческому бизнесмену Димитрису Даскалопулосу , который также является попечителем музея, это вызвало критику, среди прочего, из-за слишком большой кураторской власти для серьезного благотворителя. В 2005 году Оливье Берггрюэн и Ингрид Пфайффер организовали ретроспективу Ива Кляйна .
В 2012 году выставка Дэвида Хокни привлекла более 290 000 посетителей в музей.
Тюльпаны по Джеффа Кунса
Щенок по Джеффа Кунса перед зданием музея
История [ править ]
В 1991 году баскское правительство предложило Фонду Соломона Р. Гуггенхайма финансировать строительство музея Гуггенхайма в ветхом портовом районе Бильбао , который когда-то был основным источником дохода города. Правительство Басков согласилось покрыть расходы на строительство в размере 100 миллионов долларов США, создать фонд для приобретений в размере 50 миллионов долларов США, выплатить единовременный сбор в размере 20 миллионов долларов США Гуггенхайму и субсидировать музей в США. Годовой бюджет 12 миллионов долларов. Взамен Фонд согласился управлять учреждением, перемещать части его постоянной коллекции через музей Бильбао и организовывать временные выставки.
Музей был построен Ferrovial , на сумму US $ 89 миллионов долларов . Около 5000 жителей Бильбао посетили феерию перед открытием музея в ночь перед официальным открытием, во время которой проходили световое шоу под открытым небом и концерты. 18 октября 1997 года музей был открыт Хуан Карлос I Испании .
Сиднейский оперный театр в Австралии
Этот шедевр современной архитектуры середины 20-го века стал знаковым символом Сиднея и всей австралийской нации. Но он известен еще и как самое узнаваемое здание в мире. Его крыша, похожая на белый парус, делает его таким — непохожим ни на одно здание в мире.
Его архитектор — датчанин Йорн Утзон (Jorn Utzon) был победителем международного конкурса дизайна в 1957 году — конкурса, специально организованного для создания проекта этого театра правительством Нового Южного Уэльса (округ в Австралии). Здание было открыто в 1973 году, и хотя его название звучит как Сиднейский оперный театр, но в нем находятся и другие залы.
Интерьер оперного зала с органом
Интерьер Студийного театра
Ресторан, выставочные залы, студия звукозаписи, драматический театр, концертный зал, театр Джоан Сазерленд — это только часть того, что сосуществует под одной крышей с оперным театром…
Собор Святой Софии в Стамбуле
Когда-то церковь, позже мечеть, а теперь и музей — Собор Святой Софии — является архитектурным шедевром и прекрасным примером византийской архитектуры VI века. Построенная в течение пяти лет, эта церковь несколько раз перестраивалась из-за пожаров и разрушений после землетрясений, но до сих пор является одним из прекраснейших зданий в мире.
Для постройки собора использовался самый лучший материал того времени, а также фрагменты древних построек, свозимых к храму со всех концов света, а для украшения использовали золото, слоновую кость и серебро…
Мозаика собора представляет собой уникальный пример искусства Византии. В 1985 году собор Святой Софии был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Космическая игла» в Сиэтле
В Сиэтле, штат Вашингтон, находится еще одна мировая достопримечательность — Space Needle — «космическая игла», которая была построена специально для Всемирной выставки 1962 года и с тех пор стала символом города. Эта футуристическая башня была создана архитекторами Эдвардом Э. Карлсоном (Edward E. Carlson) и Джоном Грэмом (John Graham) и представляет собой конструкцию высотой в 184 метра и весом в 9 550 тонн.
Во время строительства башни был установлен рекорд (Западных Штатов) непрерывного бетонирования. 467 цементовозов заполнили цементом для будущего основания котлован глубиной в 30 футов и диаметром в 120 футов менее чем за 12 часов непрерывной работы! Но оно того стоило! Конструкция может выдерживать землетрясения до 9,5 баллов и скорость ветра до 320 км/ч.
Внутри башни находится ресторан «Небесный город» и магазин подарков, а с обзорной площадки, которая расположена на высоте 159 метров, можно видеть не только город, но и окружающие его горы с вулканом Рейнир и залив Элиот с его островами.
Экспозиции музея
В них широко представлены предметы абстрактно-модернистких направлений в искусстве, расположенные в тематических залах. В зале футуризма и абстракционизма можно увидеть работы Кандинского, Малевича, Маринетти, Боччони, Руссоло, а также современных художников-футуристов.
В зале сюрреализма можно познакомиться с мировыми шедеврами Сальвадора Дали, в зале кубизма наряду с лучшими работами Пикассо представлено много инсталляций и картин современных кубистов. Интересными экспонатами являются стальные скульптуры авнгардиста Ричарда Сери, воплотившего в них дерзкие идеи технологического прогресса в сочетании с беспредметной художественностью изображения.
Среди традиционных работ, к которым можно прикоснуться, очень много всевозможных инсталляций и картин, выполненных в электронном виде, порой поражающих воображение неограниченными возможностями электронного изображения.
Каждый уголок музея несет в себе идею абстрактного авангардизма, расширяющего границы современного художественного искусства, стремящегося успеть за научно-техническим прогрессом, который каждый день преподносит свои сюрпризы. Залы и двор музея никогда не бывают пустыми: тысячи туристов идут сюда нескончаемым потоком, чтобы вблизи увидеть настоящее Чудо современной архитектуры.
В какой стране лучше побывать? В Италии или Испании? — на все вопросы ответит наша статья.
Ссылки [ править ]
- ^ “Эль-музей Гуггенхайма Бильбао виве эль-майор аньо де су история ан су XX Aniversario” .
- ^ a b Tyrnauer, Мэтт (30 июня 2010 г.). «Архитектура в эпоху Гери» . Ярмарка тщеславия . Проверено 22 июля 2010 года .
- ^ Тамплиер, Карен. “Фрэнк Джерри” , Салон , 5 октября 1997 г., по состоянию на 21 марта 2012 г.
- ^ a b «Музей Гуггенхайма в Бильбао» , Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, по состоянию на 4 апреля 2012 г.
- ^ a b c Безопасность перед открытием Музея Гуггенхайма в Баскском городе , CNN , 18 октября 1997 г.
- ^ a b c Езда, Алан. “Сияющий новый Гуггенхайм для мрачного Бильбао” , The New York Times , 24 июня 1997 г.
- ^ “Ферровиальная история” .
- ^ Ouroussoff, Nicolai. «Новый музей архитектора в Бильбао, Испания, появляется как свидетельство оптимизма одного человека на фоне промышленного упадка» , Los Angeles Times , 2 июня 1997 г.
- ^ Гери, Фрэнк. Фрэнк Гери говорит об архитектуре и процессе (Нью-Йорк: Ризолли, 1999), стр. 20
- ^ Аггервал, Артика. «Фрэнк Оуэн Герти» . Проверено 18 августа 2011 года .
- ^ a b c Уолш, Джон. “Бесценная Пегги Гуггенхайм” , The Independent , 21 октября 2009 г., по состоянию на 12 марта 2012 г.
- ^ Б Ли, Денни (23 сентября 2007). «Бильбао, 10 лет спустя» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ а б Томпкинс, Кальвин. “The Maverick”, The New Yorker , 7 июля 1997 г., по состоянию на 13 марта 2012 г.
- ^ Tyrnauer, Мэтт. «Архитектура в эпоху Гери» , Vanity Fair , август 2010 г., по состоянию на 27 марта 2012 г.
- ^ a b c Мушам, Герберт. “The Miracle in Bilbao” , The New York Times Magazine , 7 сентября 1997 г., по состоянию на 4 апреля 2012 г.
- ^ Темплер, Карен. “Фрэнк Гери” , Салон , 5 октября 1999 г., по состоянию на 27 марта 2012 г.
- ↑ Хьюз, Роберт, «Человек из стали» , The Guardian , 22 июня 2005 г., по состоянию на 27 марта 2012 г.
- ^ Голдбергер, Пол (2015). Строительное искусство – жизнь и творчество Фрэнка Гери . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 7. ISBN 978-0-307-70153-4.
- Перейти ↑ Malherbe, Arnaud (23 октября 2003 г.). «Gehry Technologies расширяет партнерство с Dassault Systèmes с целью разработки решений для строительной индустрии» . Пресс-релизы Dassault Systemes . Проверено 3 августа 2018 года .
- ^ “Музей Гуггенхайма” . Ферровиал . Проверено 5 ноября 2019 .
- ^ a b c d ” Гуггенхайм Бильбао – Донны, фотографии и планы” . WikiArquitectura . Проверено 5 ноября 2019 .
- ^ “AIA Awards” . Архитектор : 238. Июнь 2014 г.
- ^ Бодуэн, Женевьева (январь 2016). «Вопрос толерантности» . Журнал плана . 0/2016: 38, 39.
- ^ Caneparo, Лука (2014). Цифровое производство в архитектуре, проектировании и строительстве . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 978-94-007-7137-6.
- ^ Голдбергер, Пол (2015). Строительное искусство: жизнь и творчество Фрэнка Гери . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 298. ISBN 978-0-307-70153-4.
- ^ С высоты птичьего полета рендеринг Arcelor галереи с компоновкой установки «вопрос времени» , Artnet News, доступ14 апреля 2012
- ^ Фогель, Кэрол. «Гуггенхайм защищает выставку искусства попечителя» , The New York Times , 16 декабря 2010 г.
- ^ Гуггенхайм Бильбао, Художественная программа: 2005
- ^ Cañadillas, Iñaki. ” Практический пример: Планирование и развитие музея Гуггенхайма в Бильбао с перспективой маркетинга ” . Проверено 13 октября 2011 года .
- ^ Кроуфорд, Лесли. «Гуггенхайм, Бильбао и« горячий банан »». Архивировано 18 мая 2013 г. в Wayback Machine , Financial Times , 4 сентября 2001 г.
- ^ Кожи Прививка в «Шиваджи» , Индия Glitz
- ^ Hedgecoe, Гай. «Гуггенхайм в Бильбао продолжает делиться» , Deutsche Welle , 6 июня 2012 г.
- ^ Рыбчинский, Витольд. Когда здания слишком стараются , Wall Street Journal , 22 ноября 2008 г.
- ^ “Публичное представление: Марк Годфри и Рози Беннетт разговаривают с Брайаном О’Догерти”, Frieze, выпуск 80, январь / февраль. 2004, стр. 56.
- ^ Пикард, Чармейн. «Директор Гуггенхайма в Бильбао признает убыток в 4,2 миллиона евро» , The Art Newspaper , 14 августа 2008 г.
- ^ Харрис, Рэйчел Ли. «Официальный представитель музея Бильбао осужден» , The New York Times , 29 ноября 2009 г.
- ^ Nayeri, Фарах. , Bloomberg , 17 апреля 2008 г.
- ^ Ван Гелдер, Лоуренс. «Хищение в Гуггенхайме Бильбао» , The New York Times , 17 апреля 2008 г.
- Куито, Аврора, Понс, Эугени, Гуггенхайм , 2001.
- Гуггенхайм, Бильбао, 2000, «Искусство искусства» (Société Française de Promotion Artistique); нет. особенный.
- Салливан, Эдвард Дж., Кальво Серраллер, Франциско , Хантер, Сэм, Форма и та фигурация: Блейк-Пурнелл bildumako maisu-lanak: , Музей Гуггенхайма Бильбао, 1998.
Арт объекты на площадке перед музеем
Чудеса восприятия для посетителя начинаются, как только он увидит издали само здание выставочного комплекса, а потом только нарастают и приобретают интенсивность. Трогательное впечатление производит скульптура маленького щенка терьера немаленьких размеров, появившегося благодаря выдумке художника Кунса. Очаровательный малыш, выполненный из живых цветов, смотрит на посетителей с 13 метровой высоты.
Людям с паукобоязнью идти дальше не рекомендуется. Вряд ли их приведет в восторг удивительно реалистичная скульптура 10 метрового паука с прозрачными яйцами в корзиночке, автором которой стала Луиза Буржуа. Лучше направиться в другую сторону и полюбоваться необычной конструкцией из поднимающихся вверх блестящих шаров, напоминающих пузырьки воздуха, сотворенных индийским скульптором Анишем Капуром.
Архитектура музея Гуггенхайма в Бильбао
Не так давно Бильбао был серым, грязным, убывающим мегаполисом. Сейчас город привлекает ежегодно более миллиона туристов со всего мира. Благодаря строительству Музея Гугенхайма и ряда других зданий стало известно о феномене так называемого “эффекта Бильбао”. Здание музея с испанским названием Museo del Guggenheim было открыто 18 октября 1997 года. Фрэнк Гери вместе с командой архитекторов под его руководством разработали структуру, отличающуюся волнистыми формами и изгибами. Кроме того, наружные стены здания были покрыты 60 тоннами титанового листа. Здание принимает разные формы как при дневном, так и при искусственном освещении, такие как гигантский цветок розы или корабль с парусами и даже рыба. Инновация музея была основана на использовании компьютерной программы Catia при проектировании многогранного твердого тела объекта. Эта программа ранее использовалась Европейским космическим агентством при работе над формами корпусов самолетов и искусственных спутников.
Архитектура музея Гуггенхайма в Бильбао
Как создавался?
Начинается история создания музея в далеком 1937 году. Именно тогда богатый промышленник по имени Соломон Гуггенхайм решил отойти от дел и заняться меценатством. По его инициативе был создан первый музей современного искусства, расположенный в Нью-Йорке.
Намного позднее, благодаря инициативе племянницы основателя был открыт небольшой филиал в Венеции. Намного позднее по инициативе Министерства культуры Испании было решено открыть большое отделение в Испании.
Но если музей в США создавался на основе коллекции шедевров искусства, которая собиралась основателем на протяжении десятков лет, то испанский филиал начали строить буквально «с нуля». То есть, сначала было построено здание, а потом стали формировать фонды, из которых составлена основная экспозиция.
Поэтому в испанском музее настоящих шедевров, которые можно признать культурным наследием человечества, не так много. Впрочем, это не делает собрание экспонатов менее интересным. Залы музея открыты для выставки работ молодых авторов, которым нужно себя проявить.
Нужно сказать, что на первом этапе план организаторов был довольно скромным. Планировалось открыть всего несколько залов в помещении самого министерства. Однако потом было решено строить отдельное здание, пригласив для работы одного из самых известных современных архитекторов. Конечно, при этом, стоимость проект выросла в разы, но и результат получился потрясающим.
Сегодня музей ежегодно посещают до миллиона посетителей, поэтому затраты на его создание давно окупились и в казну города поступает чистый доход.
Советы посетителям музея
Многие посетители этого музея подчеркивают, что идти сюда нужно подготовленным. Детям, скорее всего, здесь будет неинтересно. Для того чтобы разобраться и по достоинству оценить современное искусство, нужны хотя бы базовые познания в истории искусства.
К тому же нет смысла заранее покупать электронный билет через интернет. Все равно потом придется отстоять в очереди, чтобы обменять свой электронный билет на бумажный.
Зритель должен четко понимать, что это очень необычный музей, который не похож ни на элегантный Лувр, ни на роскошный Эрмитаж. Это своеобразный культурно-развлекательный комплекс, цель которого – пробудить в каждом посетителе немного гордости за приобщение к искусству, которое на первый взгляд может оказаться и непонятным.
Посетители музея Гуггенхайма, которые побывали в этой обители искусства, советуют сразу же отправиться в музей Сальвадора Дали, расположенный в Фигейросе, тоже в Каталонии. При этом гости Испании подчеркивают, что баски в отличие от каталонцев являются более рачительными хозяевами, которые вкладываются в развитие музея, поэтому их работа заслуживает самой высокой оценки.
Если вы хорошенько подготовитесь к посещению этого музея, то вас гарантированно ждет море удовольствия и новых впечатлений, которые долго не сотрутся из памяти.
Архитектура музея
Здание, по форме далекое от привычных стандартов, внешне напоминает какой-то инопланетный огромный корабль, снабженный замысловатыми, диковинного вида деталями. Музей находится на берегу реки Нервьон, отражаясь в спокойных водах своими сюрреалистическими формами и становясь от этого еще более загадочно-фантастическим.
Центральная часть здания похожа на раскрывающийся цветок артишока, а длинные крылья-павильоны, расходящиеся в разные стороны, напоминают лепестки. Стены, покрытые титановыми плитами, сверкая под солнцем, усиливают эффект космически неземной конструкции, приземлившейся на берег испанской реки. Кажущийся хаос изгибов металлических рукавов несет на себе функцию «улавливания света», поэтому даже в самую мрачную погоду авангардное здание выглядит сияюще праздничным. Так же потрясающе красиво оно на фоне сине-фиолетового вечернего неба и речной воды, зеркально отражающей удивительные формы уникального сооружения.