Анализ второй половины произведения
Подтверждение этим словам можно найти и в последующих строчках, они всё больше убеждают читателя в том, что причина подавленного состояния поэта в то время — женщина. Как раз накануне 1925 года Есенин познакомился в городе Батуми с Шаганэ Тальян — армянской учительницей. В том, что женщина ему действительно нравилась, можно убедиться, прочитав стихотворение «Шагане ты моя, Шагане». К моменту написания стихотворения, адресованного Джиму, поэт расстался с Тальян. Однако она опровергала слухи об их бурном романе и утверждала, что между ними была только дружба. Есенин был довольно влюбчив, поэтому наиболее вероятна версия о том, что их связывала любовь.
«Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
Первая строчка стихотворения «Собаке Качалова» давно стала чем-то вроде афоризма, а напевность и философский настрой всего произведения обеспечили ему поистине народный успех.
Есенин написал его в 1925 году, история создания довольно необычна: сначала поэт познакомился с принадлежащим актёру Качалову Джимом (на тот момент щенком), был покорён его обаянием и пообещал написать для него стихи. Что вскорости и исполнил, специально вновь придя в гости — читать своё посвящение собаке.
1925 год — последний год жизни Есенина, когда его путь уже был полон разочарований, оборвавшихся связей с друзьями, личных трагедий. Успех нёс с собой и волну фальши, неискренности. И не один только Есенин в таких условиях искал чистой привязанности, в животном, в идеализированной женщине или в сердцах родителей.
Стихотворение посвящено собаке, и его искренний правдивый тон с первых слов даёт понять читателю, что автор ставит Джима, пожалуй, выше многих людей и при этом наравне с собою. «Давай с тобой полаем при луне» — странноватый призыв сразу же рождает мысль о равенстве и подготавливает к тому, что всё стихотворение окажется откровенной задушевной беседой.
Вторая строфа — наиболее философская, призывающая собаку (а заодно и всех тех, кто готов внимать автору) понять сущность жизни. Эту часть стихотворения вполне можно назвать кульминационной: фраза «жить на свете стоит» бросается в глаза, ею заканчивается строфа, утверждая позицию автора, его настроение. И именно в этой части ясно видно, что беседа эта — с самим собою, что сказанное было бы сказано любому слушателю, не только собаке Качалова.
Но дальше настрой меняется: автор словно возвращается из своих размышлений в настоящий момент и снова обращается к Джиму, уже описывая его качества. Третья строфа — переходная, описательная, мало значащая, если бы её не было в стихотворении, композиция не пострадала бы.
Отвлекшись от философствования, автор нарочно обращается к обыденным деталям, упрощает язык произведения. «Норовит», «потрогать», «по-собачьи», «приятцей», «пьяный друг», «лезешь целоваться» — третья и четвёртая строфы благодаря этим словам напоминают подростковое творчество, свободное и от мастерства, и от умствований. Но с другой стороны, как же ещё обращаться к собаке? Эта простота и искренность опять-таки возвращают ощущение близости между автором и его лохматым собеседником. Ни к чему красивости и изящный слог, ни к чему притворяться…
В двух последних строфах вновь меняется настроение, тут Джим выступает посредником — обращаясь к нему, Есенин говорит о некой даме, выделяя её среди «всяких и невсяких». До сих пор неизвестно, кого он имел в виду, и не было ли добавление этого нежного образа просто штрихом, воспоминанием о ком-то давно виденном.
Если же речь идёт о конкретном человеке, то переворачивается весь смысл стихотворения: и посвящение, и обращение к Джиму является лишь вступлением к последним строчками, к просьбе автора попросить за него прощения «за всё, в чём был и не был виноват». Так ли это, нашло ли это стихотворение своего потаённого адресата, остаётся загадкой. Но отзвук печали, раскаяния, угасшей любви по-особенному украшают произведение, меняя его настрой на возвышенно-лирический.
От философствования к простому описанию, от описания — к любовному воспоминанию. Такую амплитуду вместили в себя шесть строф, и название-посвящение вовсе не добавляет ясности вопросу, для чего же они были написаны. Но искренность и безыскусственность этих перепадов, простые, близкие любому человеку (и даже собаке) слова сразу делают стихотворение любимым. Ведь в нём отражается такая непоследовательная, непонятная и открытая душа поэта.
- «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
- «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
- «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
- «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
- «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
- «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
- «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
- «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
- «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
- «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
- «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
- «Пороша», анализ стихотворения Есенина
- «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
- «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина
По произведению: «Собаке Качалова»
По писателю: Есенин Сергей
Темы и проблемы
Все стихотворение пропитано сожалением. Лирический герой дважды говорит животному «дай лапу на счастье». Он словно отчаянно пытается уцепиться за любую надежду на то, что он сможет снова жить полноценно в гармонии с самим собой. Стих сильно отличается от других произведений позднего Есенина. В нем автор показал свои тяжелые мысли о том, что он заставляет страдать близких людей:
- Главная тема стиха — тихое раскаяние за свои поступки, которое лирическому герою стыдно признать, потому он просит собаку попросить прощения за него.
- Есенин поднял проблему природы и ее взаимодействия с человеком. Творец описывает ситуацию, в которой животное может утешить его лучше другого собеседника. Люди связаны с природой вокруг себя и потому видят в ней свое отражение. Лирический герой увидел себя в собаке рядом. Он приводит аргументы, что животные гораздо лучше людей и преданней. Они всегда будут любить несмотря на все недостатки, и не предадут ради личной выгоды.
- Следующая тема была поднята Есениным неслучайно. Он говорит о сожалении и угрызении совести, поскольку сам чувствовал подобное. Друзья годами рвались помочь поэту отказаться от пьянства и других вредных привычек, но все безуспешно. По всей видимости, Сергей понимал свои недостатки и ему было неловко в очередной раз просить прощения за то, что повторится вновь.
- В произведении четко видна проблема одиночества поэта и его страдания. Герой не находит понимания в лице друзей и потому изливает душу псу, которому и посвящает песню.
Поэт не может быть сильнее обстоятельств, ставшими у них на пути, но ему стыдно за всю ту боль, что он принес этой женщине. Но они оба так сильно страдают, что он не в силах самостоятельно к ней подойти.
Меркулов В.В. Гимн доберману
29.09.2014 18:30
|
Рейтинг: / 1
Просмотров: 8525
Гимн доберману(Заметки есениноведа)
Знаете ли вы, какой породы была собака Качалова, которой Сергей Есенин посвятил известные стихи «Дай, Джим, на счастье лапу мне»? Представитель какой породы удостоился любви и привязанности великого актера, интимно-доверительного, как к человеку, дружеского обращения великого поэта? Это исторический факт, и речь пойдет о добермане, о собаке, по праву носящей в названии своей породы имя конкретного человека — селекционера-самоучки, жителя городка Апольда (Германия) Карла Фридриха Луиса Добермана. В. И. Качалов обожал своего добермана, уважительно и с иронией величая его Джимом Трефовичем. Вероятно, Джим был потомком легендарного Трефа — лучшей полицейской собаки в России начала прошлого века. Не по воле случая доберман признан сегодня одной из самых популярных пород во всем мире. При первом же взгляде на хорошего добермана человек испытывает эмоциональный подъем, его приводит в восторг монументально-величественная, завораживающая внешность элегантных, гармонично сложенных, благородных, словно вылепленных по одному образцу собак. Доберман Джим В. И. Качалова был почти черного цвета, с коричневыми подпалинами на груди и брюхе. Об этом писал в конце 60-х годов прошлого века сын Качалова Вадим Васильевич Шверубович. И тогда же он любезно прислал в подарок сохранившуюся фотографию Джима известному литературному исследователю И. А. Синеокому в г. Ялту. Необычайно трогательная и нежная дружба связывала Василия Ивановича Качалова с Сергеем Есениным. В семье великого актера поэт быстро стал своим человеком. Он запросто бывал у Качаловых, по вечерам охотно и задушевно читал свои стихи. Все забывали о времени и засиживались порой допоздна. «Поднимаюсь по лестнице, — писал Качалов, — и слышу радостный лай Джима… Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею? а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал и лизал лицо Есенина. Поэт встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу больше с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться!». По словам Качалова, его Джим внимательно смотрел в лицо своего нового знакомого, когда тот читал стихи, и не хотел уходить из комнаты до глубокой ночи… Перед уходом Есенин снова долго жал ему лапу. «Ах, ты черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи. Приду домой и напишу». И сдержал обещание… Через некоторое время С. Есенин торжественно читал написанное стихотворение «Собаке Качалова»:
Необходимо отметить, что «члена семьи» Качалова, собаку Джима, увековечил не только Есенин. Среди других семейных реликвий в доме внучки Качалова — Марины Вадимовны Шверубович — хранится «портрет Джима», написанный маслом в 1924-1925 годах художницей Ольгой Людвиговной Делавос-Кардовской. Интересен также карандашный рисунок белорусской художницы Олексы Шевченко «Есенин с собакой Качалова Джимом». Под рисунком подпись художницы и дата: «1925». В малой графике — экслибрисах — Джим запечатлен несколькими художниками, где мы видим его с Сергеем Есениным. Самым первым книжным знаком таким была миниатюра, выполненная художником-анималистом Г.Н. Карловым в 1971 году. Есть такой знак и у харьковского художника Н.С. Неймеша.Вячеслав МЕРКУЛОВ«Раненбургский вестник», 01.10.2011 г.г. Чаплыгин, Липецкая обл.
Нравится
IT news
- < Назад
- Вперёд >
Исповедь псу
В 1925 году всё меньше настоящих друзей остаётся в кругу Есенина, многие из бывших товарищей отвернулись, другие покинули этот мир (в этом году расстреляли, например, Ганина). Почитателей хватает, но это не тот люд, перед которым изливают нектар исповеди, поэтому поэт предпочитает обратиться к собаке. Она не предаст, не перебьёт и не исказит твои слова другим – это молчаливый слушатель, это немой свидетель.
Сергей обращается к Джиму, как к равному, изливая ему то, что наболело на душе. Вкус к жизни ещё не потерян, что видно из строки:
Но всё больше в ней горечи, всё меньше сладости и почти нет надежды. Герой стихотворения рассказывает собаке, как они похожи – в дом Качалова приходит много гостей, дом Есенина тоже не пустует. В одном доме посетители хотят погладить по шерсти собаку, в другом хозяина, отличие только в том, что жизнь научила второго не лезть уже ко всем подряд с ответным поцелуем.
Уже нет того доверия к окружающим, поэт не может быть также доверчив, как пёс, не может раскрывать объятья на каждый поцелуй. В этом он где-то завидует псу, ведь он лезет целоваться ко всем входящим в дом, не деля их на хороших и плохих.
Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова»
Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин. По воспоминанием очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.
Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин прелагает псу: «Давай с тобой повоем при луне на тихую бесшумную погоду». Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?
Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения «Собаке Качалова», наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именами нескольких женщин. Одной из них является армянская учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми накануне 1925 года. Многие приписывали им страстный роман и считали, что подавленное состояние поэта связано с тем, что он расстался со своей «армянской музой». Однако Шаганэ Тальян опровергает эти домыслы, утверждая, что с поэтом ее связывали теплые дружеские отношения.
Второй женщиной, которая могла бы стать причиной душевной боли поэта, является его супруга, танцовщица Айседора Дункан, с которой Есенин расстался после возвращения из поездки по Кавказу. Но и эта версия оказалась далекой от реальности. Уже после смерти поэта выяснилось, что во время пребывания в Батуми у него вспыхнул роман с журналисткой Галиной Бенеславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом. О том, по какой причине Бенеславская и Есенин встретились в Батуми, история умалчивает. Однако доподлинно известно, что вскоре Айседора Дункан, находящаяся в то время в Ялте с гастролями, получила от любовницы своего мужа телеграмму о том, что к ней он больше не вернется.
Впоследствии так все и произошло, однако и с Галиной Бенеславской поэт вскоре расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощение за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.
Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения «Собаке Качалова» поэт уже был женат на Софье Толстой, и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.
Поэтому в последних строчка стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что всех безмолвней и грустней», он не только просит у Бенеславской прощения «за то, в чем был и не был виноват», но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть. И именно это предчувствие окрашивает произведение «Собаке Качалова» особой нежностью и грустью. Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи длиной 25 строк ✑
Прощальный привет
Из книги «Воспоминания» Василия Качалова…
«А вот и конец декабря в Москве. Есенин в Ленинграде. Сидим в «Кружке». Часа в два ночи вдруг почему-то обращаюсь к Мариенгофу:
– Расскажи, что и как Сергей.– Хорошо, молодцом, поправился, сейчас уехал в Ленинград, полон всяких планов, решений, надежд. Был у него неделю назад, просил тебе кланяться. И Джиму – обязательно.– Ну, – говорю, – выпьем за его здоровье.
Чокнулись.
Все подняли стаканы. Нас было за столом человек десять. Это было два часа ночи с 27 на 28 декабря. Не знаю, жил ли, дышал ли еще наш Сергей в ту минуту, когда мы пили за его здоровье.
– Кланяется тебе Есенин, – сказал я Джиму под утро, гуляя с ним по двору. Даже повторил: – Слышишь, ты, обалдуй, – кланяется тебе Есенин.
Но у Джима в зубах было что-то, чем он был всецело поглощен – кость или льдина, – и он даже не покосился в мою сторону. Я ничем веселым не был поглощен в это полутемное, зимнее, морозное утро, но не посетило и меня никакое предчувствие или ощущение того, что совершилось в эту ночь в ленинградском «Англетере».
Так и не почувствовал, по-видимому, Джим пришествия той самой гостьи, «что всех безмолвней и грустней», которую так мучительно ждал Есенин…».
В семье Качаловых до сих пор хранится портрет Джима, выполненный известным живописцем и графиком Николаем Павловичем Ульяновым. Как бы то ни было, привязанность Есенина к псу на самом деле была заметна и приятна всем троим: Есенину, Качалову и «милому» Джиму.
«Такую лапу не видал я сроду…»
Артист московского Художественного театра В. И. Качалов, вспоминая первую встречу с Есениным, состоявшуюся весной 1925 года, пишет: «Это было, по-моему, в марте 1925 года. Мне друзья рассказали, мол, он давно знает вас по театру и хочет познакомиться. Рассказали, что в последние дни он шибко пил, вчера особенно, а сегодня с утра пьет только молоко. Хочет прийти ко мне почему-то непременно трезвым. Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин сидят у меня… Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима – тогда псу было всего четыре месяца. Я вошел, увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой!». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу больше с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться!» – бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой. Сразу запомнилась мне эта его детски лукавая, как будто даже с хитрецой улыбка…
Сидели долго. Пили. О чем-то спорили, галдели, шумели. Есенин пил немного, меньше других, совсем не был пьян, но и не скучал, по-видимому, был весь тут, с нами, о чем-то спорил, на что-то жаловался. Вспоминал о первых своих шагах поэта, знакомстве с Блоком. Рассказывал и вспоминал о Тегеране. Тут же прочел «Шаганэ». Замечательно читал он стихи. И в этот первый вечер нашего знакомства, и потом, каждый раз, когда я слышал его чтение, я всегда испытывал радость от его чтения. У него было настоящее мастерство и заразительная искренность…
Джиму уже хотелось спать, он громко и нервно зевал, но, очевидно, из любопытства присутствовал, и, когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин снова долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи. Приду домой и напишу…».
К немалому удивлению хозяина Джима, поэт сдержал слово. Качалов вспоминает: «Прихожу как-то домой – вскоре после моего первого знакомства с Есениным. Мои домашние рассказывают, что без меня заходили трое: Есенин, Пильняк и еще кто-то, Тихонов, кажется. У Есенина на голове был цилиндр, и он объяснил, что надел цилиндр для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами, но так как акт вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз. И все трое молча ушли. Молча – и «нам показалось, – добавили мои домашние, – что все трое как будто слегка пошатывались…».
«Дай, Джим, на счастье лапу мне…»
Кто же все-таки та муза, о которой грустит поэт? Во время написания стихотворения «Собаке Качалова» Есенин формально был несвободен – его связывали узы брака с Софьей Толстой, но этот союз очень тяготил поэта. Однако на тот момент он уже расстался с Айседорой Дункан – Есенин очень любил свою родину, а потому уехал от Айседоры в Россию. Скорее всего, чтобы покаяться перед Галиной Бениславской, написал это произведение Есенин. Это у нее просил прощения поэт, сказав когда-то любящей его женщине, что они могут быть только друзьями. Тем и закончив их роман. А она настолько боготворила своего кумира, что не смогла пережить его кончину. Как бы предчувствуя это, Есенин просит Джима: «Ты за меня лизни ей нежно руку – за все, в чем был и не был виноват…».
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова»
17 декабря 2015
Описание нежной дружбы перетекает в отрывок любовной лирики в поэзии Сергея Есенина завершающего периода творчества – «Собаке Качалова». Произведение было создано в 1925 году. Персонаж стиха – собака – существовал в действительности. С щенком по кличке Джим познакомился русский поэт у товарища – артиста Василия Качалова. Как вспоминали очевидцы, между собачьим и поэтическим сердцем сразу возникла взаимная дружеская привязанность.
Есенин сочиняет строки о Джиме – в них трогательная любовь к меньшему брату и человеческое к нему обращение. Поэт желает пожать лапу Джима «на счастье» – образ животного ассоциируется у него с добротой и другими светлыми эмоциями. Слегка обескураживает строчка о желании автора «полаять» вместе. Здесь смелым смысловым выражением Есенин передает читателю ту степень родства и дружбы, какая может установиться между человеком и животным.
Описание внешних черт и повадок Джима в трех строфах, следующих за вводной, сплетено с личными философскими раздумьями стихотворца. В них присутствует обращение – «милый», «голубчик»; сравнения – собака льнет в объятия подобно пьяному другу; метафоры – пес прекрасен «дьявольски», а шерсть у него «бархатная». Философская вставка – «что такое жизнь» и развитие этой темы делают произведение глубокомысленным и вдохновляющим на самостоятельные поиски ответов.
Плавный переход к тематике любви – загадочный и несмелый. До сих пор неясно, кому посвящена последняя строфа. Автор просит Джима лизнуть руку женщине, которая обязательно должна явиться. Он ощущает вину перед ней. Этот тайный женский образ может быть его женой – С. Толстой или подругой – Г. Бениславской, не исключено, что лирическая героиня известна только сокровищнице сердца поэта. Однозначно лишь то, как тепло Есенин относится к загадочной возлюбленной, желая забрать ее грусть.
«Собаке Качалова» написано в размере пятистопного ямба. Больше разговорная, а не возвышенная поэтическая речь позволяет понять, насколько близка душевная связь поэта с четвероногим другом. В стихе тихая грусть и жизненное смирение, дружба и любовь, извинение и открытая душа прекрасного поэта Есенина.
Рекомендуется к прочтению:
Система образов
Стихотворение выстроено вокруг образа Джима. Поэт сравнивает его с «пьяным другом», описывает его характер, повадки, облик.
Особенно много в этих описаниях глаголов: «лезешь целоваться», «каждый… норовит… тебя по шерсти бархатной потрогать», «лизни … руку», что передаёт динамику образа, его витальную силу, живость, стихийность.
Помимо Джима в пространстве стихотворения незримо присутствуют сам поэт, актёр Качалов («хозяин твой и мил, и знаменит»), гости дома и одна особенная гостья, в любви к которой признаётся лирический герой.
Их образы очерчены несколькими словами и кажутся маленькими в сравнении с Джимом. Качаловский пёс – это душа дома, которую безошибочно чувствует Есенин.
Средства выразительности
В стихотворении присутствует простая и выразительная разговорная лексика, с которой автор обращается к своему четвероногому другу. Более сложные построения предложений с причастными и деепричастными оборотами появляются при философских размышлениях. Такие приемы делают произведение оформленным, с четкими очертаниями.
Делая анализ стиха о собаке Есенина, важно понять основную мысль произведения, которая состоит в том, что человек, приносящий страдания другим, тоже мучается. Ему хочется повыть с Джимом на луну, такая тоска у него на сердце
Он виноват и просит прощения у неизвестной нам женщины.
Лирический герой
Лирический герой называет Джима другом, приятелем.
Во многих своих стихотворениях поэт признаётся, что он «зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Ему дорог мир природы, мир естественных и добрых живых существ.
Это говорит о том, что сам лирический герой добр, внимателен к людям и зверям, полон радостной силы («Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»).
Джим и автор похожи, но есть между ними отличие: Джима любят все, а лирический герой одинок. За шуточным приёмом передачи признания через собаку стоит большая человеческая трагедия.
Лирический герой всё же не теряет надежду на то, что, взглянув в глаза собаки, любимая поймёт бессловесное признание.
Сочинение о стихе Собаке Качалова
Мое любимое стихотворение Есенина посвящено собаке Качалова (“Дай, Джим, на счастье лапу мне”). Я тоже очень люблю животных. Они, в отличие от людей, не способны на подлость и предательство. С ними и правда можно поговорить, когда бывает грустно. Собаки очень умные животные, они многое понимают, но не могут выразить свое сочувствие словами.
Сергей переживал в то время непростой период своей жизни. У него была хандра, поэт искал себе утешение в алкоголе и женщинах. В произведении Сергей просит прощения у той, которая всех безмолвней и грустней.
Есенин чувствует сильную вину перед кем-то, но признаться в этом самому у него не хватает душевных сил. Поэтому он просит прощение женщины через стихотворение. У поэта было много представительниц прекрасного пола, которые нравились ему и женщины обожали его.
Прототипом героини в этом произведении считают Галину Бениславскую. Её и Есенина связывали давние, непростые отношения. Галина очень любила Есенина, преданно, прямо по-собачьи. Он же отвечал ей холодным отношением. На первый взгляд стихотворение кажется любовным и лирическим.
Но на самом деле Есенин ведет с собакой философский разговор о часто противоречивых взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Поэт даже чувствует какое-то превосходство собаки над несчастным человеком. Ведь Джиму чужды людские переживания и печали. Это стихотворение грустное от начало до конца.
В конце Есенин даже хочет вместе с собакой полаять на луну, лишь бы избавиться от хандры, которая не хочет его отпускать. Его в то время посещали грустные, печальные мысли. В том числе он часто думает о женщине к которой относится несправедливо, но не может признаться ей в этом открыто.
Главная мысль этого стиха заключается в том, что он понимает несчастье другого человека, в котором повинен он сам. Есенин очень переживает по этому поводу. Но боль от разлуки так сильна, что он не может сам попросить прощение у женщины, перед которой виноват.
Мне нравится1Не нравится
От философствования к простому описанию, от описания — к любовному воспоминанию. Такую амплитуду вместили в себя шесть строф, и название-посвящение вовсе не добавляет ясности вопросу, для чего же они были написаны.
Но искренность и безыскусственность этих перепадов, простые, близкие любому человеку (и даже собаке) слова сразу делают стихотворение любимым. Ведь в нём отражается такая непоследовательная, непонятная и открытая душа поэта.
Итоговая таблица рейтинга
Краткий анализ произведения
18
Подробный анализ стихотворения
7
Анализ стихотворения «Собаке Качалова»
2
Сочинение о стихе Собаке Качалова
1
Центральные персонажи
Споры о том, кому же всё-таки посвящено стихотворение, девушке или псу, ведутся многими есениноведами.
Безусловно, описание Джима занимает львиную долю произведения, а о незнакомке сказано кратко. К тому же, заглавие стихотворения явно отсылает нас к Джиму как к центральному персонажу послания.
И всё же это стихотворение о любви, о чудесном умном посреднике, которому предстоит донести до безмолвной гостьи чувства лирического героя.
В этом «любовном треугольнике» нет конфликта. Напротив, пёс представляет собой живой образ души поэта, столь же преданной, влюблённой, откровенной и обаятельной.
Получается, что Джим – это в какой-то мере двойник поэта, наделённый особыми собачьими полномочиями, его духовный брат-близнец, отзывчивый на доброту и ласку.