8 ноября – Всемирный день качества
Всемирный день качества (World Quality Day) проводится ежегодно во второй четверг ноября по инициативе ведущих международных организаций по качеству: Европейской организации по качеству, Японского союза ученых и инженеров, Американского общества по контролю качества и Латиноамериканской организации по качеству (при поддержке ООН). Впервые праздник отмечался в 1989 году.
В большинстве европейских стран, в том числе и в России, с 1995 года вторая неделя ноября считается Европейской неделей качества. Европейская неделя качества проводится с целью привлечения общественного внимания к проблемам качества, а также демонстрации достижений в области качества. В 2018 году Европейская неделя качества проходит с 5-го по 11-е ноября под девизом «Качество – это успех!».
Цель Всемирного дня качества в повышении значения высокого качества продукции и услуг, а также в активизации той деятельности, которая направлена на привлечение внимания к проблеме качества. Ведь речь идет не только о безопасности товаров для человека и окружающей среды, но и о степени удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей.
Проблема качества — одна из приоритетных проблем в экономике ведущих стран мира. Понятие качества тесно связано с тем, что мы называем благами современной цивилизации, качеством жизни: а это и сохранение окружающей среды, и физическое здоровье, и психологический комфорт человека.
Индикатором удовлетворенности населения качеством товаров, работ и услуг являются обращения граждан, поступающие в Управление.
Так за 3 квартал текущего года в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю поступило 3622 обращения потребителей.В том числе по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1928 обращений, по вопросам защиты прав потребителей – 1551 обращение.
Граждане жаловались на условия проживания в жилых помещениях- 374 обращения или 10,3 % от общего количества обращений, на качество пищевых продуктов – 242 обращения –6,7 % от общего количества обращений.
В рамках вопросов, поступивших по защите прав потребителей , наибольшее количество пришлось на некачественное оказание услуг ЖКХ – 151 обращение или 4,2% от общего количества обращений,109 жалоб – на банковскую деятельность, это 3 % от общего количества обращений граждан.
Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю продолжается работа по судебной защите потребительских прав. В рамках судебной защиты за истекший период Управлением подано в суд 138 исковых заявлений в защиту прав потребителей, из них 102 в защиту прав неопределенного круга потребителей и 36 в защиту прав конкретного потребителя. Рассмотрено 102 иска в пользу потребителей. На рассмотрении в суде находится 36 исковых заявлений. Кроме того, специалистами Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю дано 132 заключения в судах, не заявляя самостоятельных требований по искам потребителей в защиту их прав, из них удовлетворены требования потребителя в 32 случаях. Присуждено денежных средств в пользу потребителей 277,478 тысяч рублей. В рамках государственного задания, в целях защиты прав потребителей подготовлено 58 проектов исковых заявлений, 39 претензионных документов в адрес продавцов (исполнителей услуг).
В рамках Европейской недели качества Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю проводит мероприятия, направленные на привлечение внимания к проблемам качества продукции и оказываемых услуг на потребительском рынке края: консультирование потребителей, проведение открытых уроков в общеобразовательных учреждениях, организация «горячей линии» по вопросам качества товаров и услуг, проведение анкетирования потребителей на предмет оценки предоставления различных платных услуг, проведение встреч с предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере потребительского рынка.
Напоминаем, в Управлении Роспотребнадзора работает «горячая линия» 8 861 226-40-74, также можно обратиться с вопросами о качестве товаров и услуг, получить консультации по вопросам соблюдения законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей по телефонам «горячей линии» Консультационного центра по защите прав потребителей 8 861 267-34-91(93)
Как празднуют в зарубежных странах.
Впервые контролировать собственную продукцию начали в Соединённых Штатах Америки. Однако же основной толчок за контролем качества производимых товаров в пределах территории своей страны выдвинула Япония. Затем инициативу перехватили большинство ведущих стран Европы.
Порядок празднования в зарубежных странах происходит аналогично Российской Федерации. Устраиваются митинги, проходят лекции, обсуждения на форумах, в мероприятии задействуют всю общественность населённого пункта. В отличие от России здесь высокая посещаемость подобных организаций, люди с увлечением слушают речь руководителей, а затем принимают активное участие в обсуждениях, высказывают собственные мысли и идеи по улучшению качества товаропроизводителей. Здесь такие мероприятия не кажутся скучными, присутствующие с интересом посещают их.
В праздничный день в магазинах можно встретить специалистов, которые производят надзор за качеством товаров. Продавцам желают быть честными с покупателями, успехов в трудовой деятельности и только качественных поставщиков продукции.
В подарок могут преподнести научную энциклопедию, видеозапись, в которой предоставляется значимая информация с рейтингом относительно ведущих стран, поставляемых импорт товаров в соседние регионы.
В России особенно важно урегулировать и повысить уровень качества товаров, производителем которых она является. Это поспособствует повышению на них потребительского спроса и широкого использования в товарообороте
Праздник является отличным способом для ликвидации насущных проблем предприятий, организаций, задействовать в этом не только лидеров и руководителей, но и весь рабочий персонал
Необходимо заострять внимание персонала на проблемах внутри сферы своей профессиональной деятельности. Таким образом, каждый из нас сможет принять непосредственное участие в поднятии экономики страны
Интересные факты
- В средние века существовал индивидуальный контроль качества.
- В России все стандарты на продукцию, услуги, процессы, методы контроля, анализа и измерений прописаны в ГОСТ.
- Самые большие проблемы у покупателей возникают в сферах торговли, промышленности и оказания услуг.
- Международная организация по сертификации была создана в 1947 году. Штаб-квартира находится в Женеве.
- Совет стандартов Канады возглавляет технический комитет, который разрабатывает международные стандарты качества ISO.
- Папа Римский в 13 веке установил стандарт качества пасты в Италии.
- Самое высокое качество продуктов в Сингапуре, а товаров – в Германии.
- Самое высокое соответствие стандартам промышленности в Японии. Они внимательно следят за состоянием окружающей среды.
Проблема качества – это проблема производителя?
Нужно заметить, что проблема качества зависит не только от руководителей предприятий и государственных чиновников. Каждый из нас может внести свой, пусть скромный вклад в борьбу для повышения качества жизни. И не нужно думать, что от отдельного человека ничего не зависит.
Вне зависимости от выбранной профессии, каждый должен стараться выполнять свою работу качественно и добросовестно. Только в этом случае можно будет надеяться на то, что некачественные товары исчезнут с полок магазинов, а обращаясь в любую компанию за какой-либо услугой, можно будет быть уверенным в том, что обслуживание будет качественным.
Итак, День качества – это отличный повод задуматься о том, как можно повысить уровень жизни наших граждан. Если каждый на своем рабочем месте будет скрупулезно выполнять свои обязанности, то и жаловаться на качество производимой продукции никому не придется. И тогда праздник, посвященный качеству, можно будет отменить за ненадобностью.
Что такое качество?
Качеством принято называть совокупность свойств (внешнего вида, формы, условий использования и пр.), которыми должны обладать товары, изделия или услуги. Интересно, что при разной структуре экономики, понятие качества трактуется по-разному. Так, при командно-административной экономике это свойство товара определяется с точки зрения производителя. А вот в условиях свободного рынка главным «оценщиком» качества является потребитель.
Для определения качества товара используются различные группы свойств. Это могут быть:
показатели назначения;
показатели срока эксплуатации и надежности;
показатели стандартизации, эргономики, транспортабельности;
эстетический вид;
безопасность товара с точки зрения экологии и возможностей эксплуатации.
Существуют разнообразные методы оценки качества товаров: измерительные, аналитические, регистрационные, экспертные, социальные и пр.
Традиции
Прежде чем рассказывать о традициях празднования, стоит выяснить, когда отмечается день, посвященный качеству продукции. Оказывается, точной даты празднования нет, День качества приходится на второй вторник ноября.
В России никаких особых традиций празднования этого дня не сложилось. А вот в европейских странах, День качества – это день борьбы за улучшение качества жизни людей. В этот день проводятся различные акции, направленные на поддержку экологически безопасных предприятий и выступающие против выпуска продукции низкого качества.
Часто проводятся массовые митинги и флешмобы, целью их проведения является стимуляция интереса, как можно большего числа людей к проблемам качества товаров
Не остаются в стороне и предприятия. К Дню качества они приурочивают организацию различных выставок, на которых демонстрируют свои новые разработки, новые образцы качественных и безопасных товаров.
Традиции
Профессиональный праздник специалисты по качеству отмечают в кругу семьи, друзей и коллег. Проводятся торжественные совещания и корпоративы.
Каждый год выбирается общая тема для всех мероприятий.
В этот день проходят международные семинары, тематические конференции, на которых обсуждаются новые стандарты качества, трудности их реализации и достижения в области контроля.
Производители организуют выставки продукции, которая соответствует принятым международным стандартам.
Общественные организации проводят мирные шествия по защите прав потребителей.
Всероссийская организация качества принимает участие в праздновании с 2005 года. В России проводятся тематические форумы, посвященные проблемам потребителей.
История
Уровень качества – важная проблема в мировой экономике, здравоохранении, образования и экологии. Повышения качества уровня жизни в обществе – приоритетная задача государства.
Впервые о создании единых стандартов задумались в начале 20 века.
В Советском союзе их разработку начали в 1925 году, а в 1926 году были созданы первые требования к пшенице.
В 1929 году была введена уголовная ответственность за нарушения обязательных стандартов.
С 1967 года знаком качества отмечали товары, которые прошли проверку всесоюзного стандарта. Государственная аттестация проводилась раз в 3 года.
В 1989 году представители организации качества Европы предложили проводить мероприятия, цель которых было обратить внимание на проблемы безопасности продукции и сервиса для общества. Идею поддержали ООН и другие государственные и общественные организации
Россия присоединилась к международному сообществу после распада Советского союза.