Что нужно знать о традиционном русском наряде

Виды

Если говорить о видах русской народной одежды, их делят на дворянскую, крестьянскую и военную. Причем, независимо от принадлежности, все отличаются:

  • свободным кроем;
  • многослойностью;
  • наличием пояса;
  • вышивкой от «дурного глаза».

У каждого человека был набор обычной повседневной и обрядовой, или праздничной, одежды. Вторая украшалась вышивками и дополнительными деталями, соответствующими положению владельца.

Дворянская

Вплоть до указов Петра Великого (вызывавших большое негодование в светском обществе) дворяне носили характерную для русских людей одежду – пышную, многослойную, расшитую узорами-оберегами.

Женские платья были очень тяжелыми, до 15-20 кг, что и обусловливало величавую, неторопливую, «царственную» походку. Наряды богато украшались самоцветами, различной дорогостоящей фурнитурой, металлизированными нитями. Ткани – парча, бархат, сатин, тафта, кумач, атлас. Материи обычно привозились из-за границы – Италии, Турции, Византии, Англии. Женщины и мужчины знати привыкли одеваться роскошно не только для выхода в свет, но и дома.

Крестьянская

Вообще, одежда русского народа была выполнена в едином стиле и из природных материй. Вот только для простого люда использовались дешевые ткани, а украшения были гораздо более скромны, да и слоев одеяний было меньше.

Военная

Изначально на Руси не было единой военной формы. Оправляясь на ратные подвиги, мужчины одевались по финансовым возможностям. Но с ростом государства, укреплением централизованной власти, стали осуществляться призывы на службу. Форма постепенно приобретала единый вид, а по знакам отличия определялись род войск, звание, положение и т.д.

Военная форма на Руси XVII века

Трудовые традиции народов России

В жизни любого народа, в том числу русского, трудовая деятельность играла и продолжает играть важную роль. Именно она считается одним из главных средств нравственного воспитания людей.

Трудовые традиции народов России могут отличаться не только в разных регионах, но и в каждой семье. Современная молодежь растет вне трудового процесса. У любой полноценной личности должны присутствовать хотя бы элементы трудового воспитания. С самых ранних лет принято прививать ребенку любовь к труду, учить помогать взрослым и нуждающимся, приносить пользу окружающим. Эти задачи ложатся на плечи не только родителей, бабушек и дедушек, но и воспитателей, учителей.

Человек по мере взросления должен понимать, какой смысл играет труд в жизни, он должен ценить старания любого человека. В прошлом было стыдно быть лентяем, к таким людям испытывали презрение и даже ненависть. Только занимаясь каким-либо полезным делом человек мог расти нравственно. Об этом есть немало русских поговорок и сказок. Ярким примером считается всем известная сказка про Иванушку-дурачка.

С давних пор принято, что сыновья перенимают навыки земледелия и животноводства у отцов, а дочери – навыки шитья, готовки, вязанья и ведения домашнего хозяйства – у матерей. Однако для представителей княжеских и знатных семей любой труд считался постыдным занятием. В таких семьях детей обучали верховой езде, стрельбе, рисованию и развивали различные творческие навыки.

Сегодня же трудовые традиции продолжают ставить главной целью нравственного воспитания детей, подростков и взрослых личностей.

Особенности народных славянских тканей

Русский народный костюм – это традиционный комплект одежды, обуви и аксессуаров, которые носили крестьяне и горожане. Костюм не был однородным и делился на несколько видов в зависимости от:

  • Пола: мужской и женский;
  • Возраста: детский, взрослый, замужний (для женщин);

Русские крестьяне использовали натуральные материалы

  • Назначения: повседневный, праздничный, свадебный, похоронный;
  • Места жительства: в каждом регионе были свои особенности в одежде и украшениях. Наряд горожанина отличился от крестьянского, платье северян отличалось от жителей южных регионов;
  • Времени: Петр I запретил носить народный костюм всем, кроме крестьян, священников и монахов. При этом у крестьян понятия «мода» не было, то есть одежда не менялась.

Традиционный костюм различался по месту, возрасту носящего, назначению и другим пунктам

Знать носила одежду византийского типа, с XVII века появились польские заимствования (кафтан, шуба). При Петре Великом были введены венгерское платье, французское, саксонское и немецкое, последнее должны были носить женщины.

Различалась одежда и по материалам. Славяне в основном шили из натуральных тканей – льняных и посконных (из конопли), из сукна, встречалась одежда из бархата и шелка. Подкладочной тканью служил киндяк – набивная бумажная ткань. Зимнюю одежду отепляли мехом. Все ткани красились натуральными красителями (цветками, листьями, корнями), цвета получались яркими, насыщенными. Впрочем, нередко встречалась и некрашеная ткань натурального цвета.

Украшали одежду узорами и вышивкой, зачастую это был не просто рисунок, а охранный оберег. Сегодня повторить его на вещах можно пошагово по трафарету или используя выкройки.

Сохранившиеся наряды дают представление о том, как наряжались крестьяне

Белорусские традиции детям

Белорусские, татарские и русские традиции во многом похожи. Не зря эти народы называют братскими.

  • Также как и татары, белорусы празднуют окончание посевных работ. Только праздник здесь называется Дожинки. На нем выбирают лучших тружеников и вручают им подарки. Есть в Белоруссии и особый, национальный праздник. Это «Гуканне вясны». В начале апреля люди зовут весну. Они делают из теста и бумаги фигурки аистов, украшают ими дома и деревья.
  • Для белорусов очень важна добрая репутация. Поэтому они практически никогда не ругаются, не обманывают и тем более, не дерутся.
  • Национальный белорусский костюм шьется из белых тканей. У мужчин это вышитая рубаха с разрезом на груди, цветной пояс, холщовые штаны. Женщины вместе с рубахой надевают клетчатую юбку, фартук и обязательно яркую безрукавку. Головы белорусок украшают повязки из ткани или венки.
  • У многих Белоруссия ассоциируется с картошкой. Из нее готовят многие национальные блюда – драники, картофельную бабку, колдуны. Последние выглядят как пирожки с мясом. Только оболочка у них не из теста, а из все той же картошки.

В Европе

Украинская национальная одежда зародилась в Киевской Руси, уже тогда отчетливо проявлялись его основные элементы. Мужской костюм состоял из льняной или хлопковой белой рубахи, отделанной по вороту цветным геометрическим узором; красных или синих шерстяных шароваров, а также широкого атласного пояса — кушака; зимой надевали шубу из овечьей шерсти. На ногах носили красные сапоги на невысоком каблуке. Женское платье традиционно белое, с ярким воротничком и манжетам, а также по низу ручной вышивкой. Замужние дамы обязаны были носить на голове косынку, жупан — жилет, а также три вида нарядов:

  • Дерга — рабочая одежда, собранная в пышные складки сзади;
  • Запаска – платье на шнурках, состоящее из двух половин — спереди нарядной, сзади простой;
  • Плахта — праздничная, из парчи или шелковой ткани, позднее появилась шерстяная в клетку.

Украинки надевали удлиненную цветастую юбку – поневу, а сверху передник, с яркой отделкой. Изюминкой традиционного костюма молодой украинки был пышный цветочный венок с длинными разноцветными лентами сзади.

Одежда славянских женщин и различные украшения

Хотя славянки не носили штанов, самой распространённой частью из гардероба была длинная рубаха. В отличие от мужских повседневных вещей, женские рубахи часто украшались следующими элементами:

  • Различной вышивкой;
  • Тесьмой;
  • Сценами из жизни или мифологическими птицами и животными.

Хотя в некоторых источниках утверждается, что прямые длинные платья или сарафаны, которые шились женщинами самостоятельно, надевались на голое тело, на самом деле, вся одежда надевалась исключительно на нижнюю рубаху. В качестве тёплой верхней одежды женщины обычно надевали понёвы, кожухи или шубы. Чем больше на женщине было мехов, тем выше она считалась по статусу.

Что касается женских украшений, то славянки носили специфические височные кольца. Кроме этого, часто встречались следующие украшения:

  • Бусы различных цветов;
  • Ожерелья;
  • Массивные браслеты;
  • Кольца и перстни.

Хотя в фильмах часто показывают славянок с массивными и сложными перстнями на пальцах, ювелирное дело в Древней Руси было развито слабо, поэтому кольца отличались простотой.

Кому позволяли спать на печи?

Однако спать на «перекрышке», в самом теплом и комфортном месте, было привилегией. На ней бы просто все не уместились: типичная крестьянская семья была многодетной. Размеры самой большой лежанки позволяли расположить до 5-6 человек, но чаще всего на стандартной печи умещалось два человека.

Хозяева в своей избе, 1990 – Первенцев/Sputnik

Часто место это доставалось самому почитаемому или старшему члену семьи – мужчине-главе семейства или старцу. Еще на печь традиционно клали тех, кто заболел – считалось, что печь исцеляет. На ней же выхаживали недоношенных младенцев.

Все прочие члены семьи на печь взбирались только с разрешения, а спали на так называемых полатях – специальных полках между печью и стеной. Полати, часто в два яруса, тоже были теплым местом, хотя и не таким комфортным, как привилегированная «перекрышка».

ПАСХА ХРИСТИАНСКАЯ

Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа.Это самый важный праздник в христианском календаре.

Пасхальное воскресенье не приходится на одно и то же число каждый год,но бывает всегда между 22 марта и 25 апреля.Оно приходится на первое воскресенье после первого полнолуния,следующего за 21 марта-днем весеннего равноденствия. Дата пасхального воскресенья была утверждена церковным собором в Никее в 325 году н.э.

Название «Пасха» является прямым перенесением названия иудейского праздника,отмечавшегося ежегодно в течение недели,начиная с 14-го дня весеннего месяца ниссана.Само название «пасха» представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова «pesah»,которое толковалось как «прохождение»;оно было заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние.

Смерть и воскресение Христа совпали с праздником Пасхи,а Сам Он уподобился невинному ягненку (ягнцу), закалываемому по обычаю перед началом этого праздника.Христиане чтили воскресный день как день Воскресения Христова.

События евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи,по времени празднования они были близки.

Расчет времени празднования Пасхи осуществляется в настоящее время в большенстве христианских конфессий по лунно-солнечному календарю.

Русская Пасха характеризуется еще целым рядом традиций, как например, украшение столов освященными творожными пасхами и куличами. Творожная пасха делается в виде усеченной пирамиды — символ Гроба Господня. На боковых ее сторонах изображаются орудия страдания Христа: крест, копье, трость, а также символы воскресения: цветы, проросшие зерна, ростки, буквы «Х.В.».

Но самым главным кулинарным шедевром стола всегда был освященный в храме кулич, являющийся как бы домашним Артосом, который является обязательным символом пасхального богослужения. Артос — это всецельная просфора, большой хлеб с изо-бражением креста, который напоминает о жертвенной гибели Спасителя во искупление грехов человечества. Артос помещается на аналое перед иконостасом и стоит до конца Святой недели, а потом разделяется на небольшие кусочки и раздается верующим в храме.

Обувь

В разных частях огромной страны национальная обувь называлась по-разному: обувок, обутка, обуй, обуя или обуща. Из истории русского народного костюма известно, что славяне сначала носили подошву из кожи, загнутую кверху и зафиксированную на лодыжках ремешком или лыком. Прародители современных ботинок назывались курпами, поршнями или опанками. Примерно в одно время с ними появились лапти – легкие национальные тапочки, сплетенные из лыка, вязи, ракиты, бересты. Надевали их на работу, и лишь самые бедные люди ходили в изделиях постоянно, даже зимой. С лаптями носили обертки, которые закреплялись привязками. Другие названия национальной обуви: онучи, портянки, обмотки, калоши, завои.

Летом носили курпы, поршни и чеботы, сшитые из цельного куска кожи, которые нередко были на каблуках, обитых подковками. В холодное время года на ноги надевали коты (башмаки), сапоги, ощетни (из кожи с щетиной) и валенки. Сапоги (ичиги) были достаточно распространенной обувью. Изготавливали их цельными (вытяжными), либо выворотными (с пришивными голенищами) из кожи. Для большинства русских крестьян они являлись праздничной обувью, их оберегали и даже передавали по наследству.

У мужчин и женщин обувь различалась лишь оформлением, фасон оставался неизменным. Для детей изделия делали такими же, как для взрослых. Женские праздничные национальные сапоги расшивали бисером, кружевом и обережной вышивкой.

ВаленкиЛаптиПоршни

Пояс

Неотъемлемый элемент женского национального костюма. В старину было принято подпоясывать нижнюю сорочку. Существовал даже специальный обряд, в котором новорожденную крошку опоясывали. Ритуал проводили для защиты ребенка от нечисти и сглаза.

Существовало поверье, что пояс – это своеобразный магический амулет. Его не снимали даже отправляясь в баню. Считалось большим грехом разгуливать по улице с неподпоясанной рубахой.

В конце девятнадцатого столетия в южных регионах «ремешок» носили под сарафаном. Для их пошива брали лён, шерсть или хлопок. Их вязали либо ткали. Иногда кушак достигал длины трех метров. Подобные изделия предписывали носить незамужним девушкам.

А вот женщины, прошедшие процедуру венчания, облачались в пояс с объемным геометрическим орнаментом. Для праздничных мероприятий дамы доставали из гардероба жёлто-красный кушак из шерсти, декорированный тесьмой.

Национальные костюмы (фото) России

Россию населяют народы различных национальностей: русские, татары, мордва, удмурты, башкиры, чуваши, калмыки и др. Каждая нация ценит и бережно хранит свою индивидуальную и богатую культуру, особенно свои народные костюмы.

По одежде можно было судить о человеке, откуда родом, к какой нации и социальному классу он принадлежит. Во всех национальных костюмах, особенно в их отделке издавна заложена символичная, свойственная только определенной нации информация об обычаях, роде, занятиях и разнообразных событиях.

Покрой одежды, их орнамент и детали вобрали в себя индивидуальную особенность всех российских народов — красоту и трудолюбие.

Татарские традиции для детей

Татары живут с нами бок о бок. Это народ с самобытной культурой. О традициях народа поможет рассказать видео:

  • Татары очень трепетно относятся к своей семье и Родине. Они гордятся своим происхождением и чтят традиции предков.
  • Здороваются они за две руки, произнося приветствие: «Аассалам алейкем! Алейкем ассалам».
  • Для того чтобы собраться за одним столом, татарам не нужен большой повод. Они часто ходят друг к другу в гости. Обязательно с гостинцами. Хозяева также дарят небольшие подарки.
  • «Чайный стол – душа семьи», – говорят татары. Чаепитие для них является одной из важнейших традиций. Несколько поколений собирается за большим столом, и пьют свежезаваренный горячий чай из маленьких чашечек.
  • Кухня народа очень разнообразная. Татарский обед может состоять из 18 блюд с разными вкусами. Перед и после приема пищи татары молятся. Самые известные национальные блюда татар – сладость чак-чак и эчпочмак (треугольный пирожок с начинкой из жирного мяса, лука, картофеля и яиц).
  • Татарский национальный костюм представляет собой длинную рубаху, украшенную вышивкой, кружевом, лентами. У мужчин она длиной до колен, у женщин – до пяток. Частью костюма являются сапоги из мягкой кожи с ярким орнаментом. Называются они читек или ичиги.
  • Татары всегда носят головной убор или даже несколько. На макушку одевается маленькая шапочка – тюбетейка, а поверх нее шляпа или чалма. Старшие женщины носят головной убор, закрывающий не только голову, но и шею, а также часть спины.
  • Национальные праздники татар Нардуган, Навруз Байрам, Курбан Байрам, Сабантуй связаны с земледелием и религией. Например, Сабантуй проводится после посевных работ. Все девушки и парни наряжаются в парадные национальные костюмы и устраивают массовые гуляния. Они от всей души пляшут, громко поют, состязаются, показывая ловкость и силу. Самое главное соревнование – борьба на поясах «корэш». Победители получают подарки – петуха в клетке, сапоги или что-то другое.

Кика копытообразная

По внешнему виду изделие напоминает копыто или подкову. Налобную часть изготавливали из твердого материала и обтягивали богато украшенной тканью. Очелье крепили поверх основной шапочки с помощью лент, завязанных вокруг головы.

Считалось, что головной убор, подобно подкове, защищает от дурного глаза и несчастий. Аксессуар на торжественные мероприятия надевали все замужние дамы.

Сорока тульская

Оправдывая свое название, «птичий» убор делился на боковые части (крылья) и заднюю (хвост). Второй представлял собой многочисленные плиссированные ленточки, нашитые по кругу. В результате деталь изделия напоминала хвост павлина.

С аксессуаром соединяли яркие розетки, которые крепили сзади на поневу. Подобные вариации изделия дамы носили лишь в праздничные дни.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор был частью повседневного костюма. Низкий моршень по внешнему виду напоминал чепец. Высокий вариант аксессуара надевали на торжественные мероприятия, поскольку выглядел он богато и внушительно.

Для изготовления повседневной модели использовали дешевую материю, поверх накидывали платок. Сборник пожилой женщины было сложно отличить от простого чепца из черной ткани. Праздничные модели самшуры декорировали лентами и покрывали драгоценными камнями.

Кокошник псковский (шишак)

Аксессуар был часть свадебного наряда. Имел традиционную форму вытянутого треугольника, для украшения использовали шишки. Собственно, эти видоизмененные побеги, символизирующие плодородие, и дали название изделию.

Шишки нашивали на переднюю часть убора и украшали с помощью жемчуга. Поверх аксессуара накидывали белоснежный платок, вышитый золотыми нитями. По нижней кромке изделия пропускали сеточку из жемчуга.

Стоимость кокошника в те времена могла достигать семи тысяч рублей серебром, поэтому его хранили как семейную реликвию и передавали от матери к дочери.

Тверской «каблучок»

Был в моде на протяжении всего девятнадцатого века. Оригинальная разновидность кокошника. Надевали его исключительно на торжественные мероприятия. Для пошива аксессуара брали дорогие ткани: бархат или шелк. Изделие украшали драгоценными камнями.

Под «каблучок», напоминающий колпак небольшого размера, крепили поднизь из жемчуга. Она полностью покрывала волосы, поскольку сам головной убор «прятал» лишь макушку. Изделие пользовалось большой популярностью в Тверской губернии и стало его визитной карточкой.

Меховые шапки

В холодное время года барышни облачались в бархатные шапки с меховой оторочкой. Верхняя часть была выполнена из тканевой материи или клееной бумаги. Аксессуар шили в форме конуса, цилиндра или круга. Для украшения убора применяли камни, вышивку и речной жемчуг.

Шапки были очень высокими, чтобы в них не гулял ветер, внутри делали подкладку из атласа или легкой меховушки. Дамы очень бережно относились к аксессуару. Некоторые историки утверждают, что по завершении зимы дочери царя сдавали шапки на хранение в Мастерскую палату. Их размещали на болванках и накрывали чехлами.

Для изготовления зимнего головного убора брали мех лисицы, бобра или соболя. Молодые барышни предпочитали изделия с оторочкой из зайца или белки.

Треух

Женский головной убор позаимствованный у мужчин. Верх изделия покрывали материей, лобная часть опушалась. Чаще всего для этой цели использовали соболиный мех. В качестве декора применяли кружева или речной жемчуг.

Каптур

Еще один головной убор, предназначенный для холодного времени года. Наибольшей популярностью пользовался у женщин, потерявших мужей. Он прекрасно защищал от лютых морозов. По внешнему виду аксессуар напоминал цилиндр, отороченный мехом. Шапка полностью покрывала голову и лицо с двух сторон.

Для пошива аксессуара брали мех бобра, простолюдинам приходилось довольствоваться изделием из овчины. Сверху обязательно надевали повязку.

Мужская одежда

Основой народного костюма для мужчин была рубаха или сорочка. В старину её шили из хлопка, льна, шёлка. Рукава одежды сужались к кисти. Они бывали как короткими, так и очень длинными (закрывающими ладони) — это зависело от назначения наряда. В нарядах крестьян рубаха надевалась снизу, а у знати — сверху. Одежда выполнялась в белом, синем или красном цвете. Сверху её подвязывали нешироким поясом.

Нижней частью костюма были штаны — гачи или порты, похожие на современные брюки. Они заправлялись в сапоги или онучи (обёртка на ноги под лапти). Сверху штаны подпоясывались шнуром, верёвкой или специальным поясом.

Мужской костюм был менее богат и разнообразен, чем женский. Его украшали вышивкой или вставками в области воротника и подола.

https://youtube.com/watch?v=wX7hRZIl5V4

Поверх сорочки мужчины надевали зипун. Далее верхняя одежда зависела от социального статуса гражданина. Богатые носили поверх кафтан, представители знати дополняли его ферязью, охабнем или однорядкой. Другие виды мужской верхней одежды:

  • опашень — длинный кафтан с широкими рукавами, большим количество пуговиц и меховым воротником, который можно пристегнуть по желанию;
  • терлик — нарядный костюм, по крою похожий на ферязь или халат с короткими рукавами, надевался в торжественных случаях;
  • сермяга — грубый кафтан из толстого необработанного сукна, имеет короткий подол и длинные рукава, застёгивается спереди;
  • вотола — одежда из грубой шерстяной ткани;
  • кожух — тёплый зимний кафтан;
  • корзно — нарядная мантия или плащ для знати, застёгивается у правого плеча;
  • бекеша — меховое пальто с урезанной талией и разрезом сзади, предназначены для езды на коне;
  • епанча — тёплый плащ, защищающий от ветра и снега;
  • шуба — массивная одежда прямого покроя с длинными рукавами и меховым воротником.

Особенности национальной одежды в России

1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху “запон” или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент – пояс. Эта

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Традиционная мужская одежда в России

Традиционная мужская одежда в России была не такой разнообразной, как женская. Главным элементом костюма была длинная рубаха. В отличие от старых славянских нательных рубах, эти имели косой вырез слева. Именно по этой причине их и называли косоворотками. Однако на юге страны часто встречались и прямые вырезы.

Штаны были узкими, хотя иногда, в крестьянской среде, ещё встречались широкие модели. Держались на талии штаны за счёт специальной тесёмки, называемой гашником. Что касается материала, то штаны изготавливали из холщовой ткани или шерсти. Преобладали однотонные цвета или узкая полоска. В южных областях, казаки носили более традиционные шаровары, которые могли быть синего или красного цвета.

Цитаты из литературных произведений

Не только мода полюбила косоворотку, как вид красивой одежды, но и поэты и писатели отдавали дань времени, о котором писали, и не забывали упомянуть о такой рубахе, если её носили их герои.

У Горького мы встречаем в его произведении «Жизнь Клима Самгина» такое упоминание о традиционной русской рубахе:

Куприн в своей «Яме» тоже упомянул косоворотку:

На свадьбу жених надевал красную косоворотку / mykaleidoscope.ru

Максим Горький и Лев Толстой сами носили косоворотки, поэтому знали, о чём писали в своих романах, рассказах и повестях. Как видим, косоворотка – это любимый вид одежды и для искусства, и для жизни.

Русская кухня

Многие характерные особенности традиционной кухни русского народа можно объяснить природными условиями мест проживания: в ней можно найти огромное разнообразие супов и каш, квашеных и соленых блюд, еды из дичи. Русская кухня ― одна из популярнейших в мире, поскольку отличается замечательными вкусовыми качествами и универсальностью.

К категории национальных русских блюд можно отнести:

  • Каши. Крупы, сваренные на воде или молоке, были основным блюдом русичей. Не зря существует древняя поговорка «Каша – мать наша».
  • Щи. Суп, список ингредиентов которого включает капусту, мясо, лук, морковь и заправку из капустного рассола.
  • Борщ. Овощной суп, основным компонентом которого служит свекла. Обычно варится на мясном бульоне.
  • Окрошка. Холодное первое блюдо, очень популярное в летнее время. Готовится на квасе или сыворотке, компоненты — мелко порезанные вареный картофель, колбаса или мясо, яйца, свежие огурцы и зелень.
  • Пельмени. Небольшие круглые «мешочки» из тонко раскатанного пресного теста с мясной или грибной начинкой. В русском варианте пельменей для фарша используют свиное, лосиное и говяжье мясо.
  • Расстегай. Выпечка из дрожжевого теста, пирожки в форме лодочки с открытым верхом и начинкой из мяса, рыбы, грибов, овощей или ягод.
  • Блины. Круглые тонкие лепешки, которые делают на дрожжевом или пресном тесте и выпекают на сковороде или в печи. Такое блюдо обязательно готовят на Масленицу.
  • Буженина. Замаринованное, а затем запеченное в духовке мясо без кости, готовится из свинины, баранины или медвежатины. Это старинное блюдо упоминалось еще на страницах написанного в XVI веке «Домостроя», сборника советов и наставлений по всем направлениям жизни.
  • Пожарские котлеты. Блюдо, получившее имя по названию трактира семьи Пожарских на московском Торжке. Особенность пожарских котлет в том, что в мясной фарш добавляются кусочки сливочного масла. Оно тает во время жарки и делает котлеты сочными и нежными.

Применение национальных мотивов в современной моде

Естественно, что традиционный славянский наряд остался в далеком прошлом. Тем не менее, эти элементы русской одежды по сей день активно используются дизайнерами при создании неординарной одежды. Сейчас огромную популярность обретает этнический стиль

Соответственно, на подобные наряды следует обязательно обратить внимание

Крайне важно, чтобы платья, выполненные в русском стилистическом направлении, были сдержанными. Чрезмерно короткие юбки, откровенное декольте и некая вульгарность в данном случае попросту неуместны

Ведь наши предки придерживались строгих нравов и одной из главных ценностей у них выступала именно целомудренность. Соответственно, одежда должна быть сдержанной и скромной. Тело на показ не выставляется. Именно по такому принципу и создаются современные наряды в этническом стилистическом направлении.

Платья, как правило, декорируются с помощью цветочных узоров. Уместна также ручная вышивка. Превосходно смотрятся набивные рисунки и кружева. Манжет и подол принято украшать с помощью нежной мережки или же благородной бахромы. Все эти декорирующие элементы уместны в данном стилистическом направлении и позволяют создать особо изысканный, элегантный образ.

Среди последних модных тенденций – природные тона и натуральные ткани. Отличным решением станут такие оттенки, как беж, красный, фисташковый и зеленый. К длине сарафанов в данном случае особых требований не предъявляется. Она может быть максимальной, как того предполагает традиционный наряд, так и укороченной. Правда, при выборе коротких вариантов, обязательно нужно дополнять образ с помощью плотных колготках. Если этим требованием пренебречь, внешний вид будет вульгарным. В данном стилистическом направлении такой результат попросту недопустим.

Также может быть разной и длина рукава. В этом случае никаких строгий правил нет. Платье может обладать различным кроем. Стильный образ удастся создать как с помощью свободных, так и приталенных моделей. Отмечено, что изделия с завышенной линией и юбкой клеш смотрятся гораздо более изыскано, чем варианты рубашечного типа.

Чтобы образ получился завершенным, максимально соответствовал выбранному направлению, ограничиваться одним лишь русским сарафаном нельзя. Традиционно, любой наряд дополняется с помощью аксессуаров. Помимо этого, необходимо позаботиться о наличии подходящей верхней одежды. В тандеме с классическим русским сарафаном отлично будут смотреться объемные серьги и бусы.

Уместен будет также соответствующий стилю головной убор. В качестве него может выступать, например, кокошник. Не менее изысканно смотрится платок, расшитый неординарными, максимально яркими и изысканными узорами. Поверх сарафана при этом можно накинуть пальто или простую жилетку.

В зимний период можно дополнить образ с помощью муфты, изысканной шубы. В русском стиле хорошо смотрятся меховые шапки. С помощью таких головных уборов внешний вид женщины существенно преображается. Образ правильно подобранной одежде получается невероятно изысканным. В таком наряде ни одна дама не останется без внимания.

Не удивительно, что русские традиционные наряды по сей день являются источником вдохновения многочисленных дизайнеров. На их основе создаются необычные, но очень яркие, элегантные предметы гардероба.

Разобраться во всех особенностях одежды, которую носили на Руси, не так сложно, как может показаться изначально. По сути, наряд состоит всего из нескольких деталей. Они отличаются друг от друга в зависимости от того, в каком регионе использовались и кому предназначалась одежда. Крестьянское одеяние было намного более простым, чем те модели, которые носили знатные особы. И первые, и вторые варианты при этом можно брать за основу для создания современных образов. Результат приложенных усилий непременно порадует и удивит. Главное, позаботься о наличии изысканного декора и подобрать все детали костюма в соответствии с этническим стилистическим направлением.

Где именно спали?

Спать на печах начали не сразу. Поначалу, в VIII—XIII веках печи топили «по-черному», в их конструкции не было дымоотвода, так что дым выходил в двери и небольшие окна в стенах под потолком. Но на рубеже XV и XVI веков с появлением огнеупорного кирпича у печей появились трубы – а с ней и новая функция.

Кунсткамера / Russia in photo

Вся конструкция русской печи работает на одну общую цель – максимально эффективно расходовать тепло всеми возможными способами.

Поэтому долгие и холодные зимы, которыми так печально известна Россия, пережить можно было во многом благодаря этому сооружению: даже в самый лютый мороз она может поддерживать тепло в избе с одной растопки на протяжении суток. Печные стенки имеют толщину 25 – 40 сантиметров, за счет чего создается хорошая теплоаккумуляция, а жар распределяется равномерно. Затопленная днем, ближе к ночи такая печь еще остается теплой.

Россия, Нижегородская область, 1996 г. – Мошков Николай/TASS

Место, где устраивали лежанку, называется «перекрышка». Это самый верхний слой кирпича, под потолком, куда уходило все тепло. «Перекрышку» застилали грубым толстым сукном и одеялами, сооружая спальное место. Чаще всего, человек мог на такой лежанке даже сидеть, расстояние до потолка позволяло. Зимой при регулярной топке наверху стабильно поддерживалась температура + 25-27 °С.

Украшения и аксессуары

Одежда всех слоёв населения на Руси отличалась одинаковым покровом и стилем. Отличались только украшения. Распространённые украшения в русском костюме:

  • кружева — состояли из плотной ткани с вышивкой;
  • пуговицы разных форм и размеров — украшались драгоценными металлами и камнями, выполнялись в виде голов животных и других природных символов;
  • нашивки — полоски с петлями для пуговиц, украшались кисточками, плетениями, узорами;
  • ожерелья — нарядные воротники, которые пристёгивались или пришивались к одежде;
  • колты — подвески на головной убор, крепятся к вискам;
  • гривна — шейный обруч, был не только украшением, но и знаком отличия.

Колядование

Это праздник рождественских песен и колядок, который проходит утром 7 января или с вечера 6 января после восхода первой звезды.

Коляда

По преданиям ритуал обещал хозяевам дома хороший урожай в огороде, на поле, большой приплод скота и общее благополучие.

Поэтому колядники всегда старались обойти как можно больше домов, кроме тех, где недавно кто-то умер. По традиции они обычно начинали с запада на восток в селе и с нижнего края вверх – в горах.

Обряд проходит в три этапа:

  1. Начальный подготовительный – спевки, репетиции, поиск и примерка костюмов.
  2. Основной Колядный обход – сбор участников в одном месте, шествие по селу, контакт с хозяевами, получение вкусных даров.
  3. Последний заключительный – совместная трапеза колядников по окончании ритуала.

На Руси верили, что обходы колядников изгоняют нечистую силу и защищают от болезней. В обрядовых приговорах их называли божьими посланцами или небывалыми гостями.

Женская рубаха

Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.

Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.

Для каждого типа деятельности имелась своя сорочка. Например, у барышни были «посевные», «пожнивные» рубахи. При этом рабочий предмет гардероба обладал богатым декором и приравнивался к праздничному одеянию.

Славянские барышни часто вышивали на рубахах молитвенные обереги или заклинательные знаки. Они искренне верили, что, отбирая у земли ее плоды, отнимая жизнь у ржи или пшеницы, они нарушают естественную гармонию и вступают в конфликт с природой. Перед забоем животного или скосом травы девушки обязательно говорили: «Господи, прости меня!».

Отдельного внимания заслуживает этимология слова «рубаха». Происходит оно вовсе не от глагола «рубить», как многие могут подумать, хотя колоть дрова в ней очень удобно. Истоки названия в слове «рубь», то есть рубеж.

Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий