Десять советов от студии TINYAK

Начните с компьютера или ноутбука

 

Время аналоговой записи — это, скорее, эксклюзивная прихоть распиаренных коллективов. Для них подготовлен винил, ансамблевая запись, и стоит это все очень дорого. Традиционным же рынком, рассчитанным на рядового потребителя, сейчас заправляет цифра, поэтому без ноутбука или компьютера в звукозаписи никак.

Выбирая десктопник, вы можете получить потенциально бОльшую производительность всей системы. Недостаток же персонального компьютера — необходимость дополнительной звукоизоляции, поскольку кулер от блока питания, видеокарты и процессора создают дополнительный фоновый шум, крайне нежелательный при звукозаписи. Вам интересно, как проводится запись песни в студии? Тогда в этой статье вы узнаете об этом подробнее.

Усилитель нужен не только в студии звукозаписи. Прокачать топовые наушники поможет FiiO E10K. В этой модели портативного усилителя инженеры сделали все возможное, чтобы звучание стало максимально естественным: оптимизровали фильтр низких частот, переработали схему усиления баса, снизили уровень искажений и шума.

Вместо Wolfson WM8740 производитель установил более лояльный к задержкам ЦАП PCM5102 от Texas Instruments, а «сердцем» усилителя стал чип LMH6643, пришедший на смену AD8397

 

Совет:

К тому же, подключение периферийного оборудования на macOS намного легче такого в среде Windows.

Подготовьтесь к записи

Первый секрет успешной работы – быть готовым к записи на 100% Хороший микс – это всегда результат прекрасной сессии звукозаписи. Так что подготовьте все, что только сможете, перед тем как записать первую ноту. Убедитесь в том, что певец или группа все отрепетировали, хорошо себя чувствуют и настроены на успех. Подготовьте ноты для аранжировки, тексты песен и идеи для миксов на бумаге или ноутбуке. Укомплектуйте комнату всем необходимым – микрофонами, усилителями и т.д.

Постоянно проверяйте звук. В этом вопросе нужно быть крайне дотошным. Проверьте каждый проводок, все возможные настройки, аппаратуру. Если что-то нужно заменить, лучше сделать это до записи.

Попросите вокалистов распеться заранее. Все что связано со звуком должно быть готово перед тем, как вы нажмете первую кнопку на пульте.

Помните, чем лучше ваши треки перед сведением, тем меньше вам вообще придется этим заниматься (не говоря уже о том, чтобы исправлять что-либо). Чем меньше проблем с частотами, шумами, или еще чем-то, что влияет на звук, тем лучше.

Расположение микрофона

Интересного результата на записи можно добиться, меняя расположение микрофона относительно вокалиста.

На уровне лица

Расположение микрофона на уровне лица

Если расположить микрофон на одном уровне с лицом исполнителя, то голос на записи будет звучать натурально и с высокой читаемостью всех звуков. Приближаясь к микрофону, вокалист может добиться эффекта близости в нужных фрагментах песни.

Существенным недостатком этого способа является повышенная чувствительность к свистящим и взрывным согласным.

Дистанционное фронтальное

Дистанционное фронтальное расположение микрофона

Если отдалиться от микрофона (на расстояние вплоть до 1 м), то на записи получится наиболее естественное звучание голоса. Но при этом добавится звук комнаты. Записывать вокал таким образом лучше всего для легкой поп-музыки или классических произведений. Такая техника не подойдет для роковых стилей. Вокал будет слишком прозрачным и утонет в миксе с перегруженными гитарами и барабанами.

Верхнее положение над головой

Расположение микрофона над головой

Если расположить микрофон чуть выше головы исполнителя, то голос на записи будет звучать немного гнусаво.

Этот способ звукозаписи используют, если вокалисту присущи сильное придыхание, взрывные и свистящие согласные.

Располагать микрофон над головой лучше всего для записи быстрых речитативов, когда исполнитель не может идеально контролировать произносимые звуки.

Пониженное положение микрофона (около грудной клетки)

Расположение микрофона на уровне груди

Если расположить микрофон напротив грудной клетки, то на записи голос будет звучать более низко и плотно.

Таким образом лучше всего записывать народную музыку и песни в наиболее тяжелых стилях рок-музыки.

Использование эффектов при записи

София Уриста в студии

Записывать вокал лучше всего без обработок. Можно использовать мягкий компрессор, но только в том случае, если вы точно знаете нужные настройки. Все эффекты накладываются уже на записанную дорожку.

В чем преимущества такого подхода?

  1. Вы получаете «сухой» сигнал, который потом сможете обрабатывать любым способом.
  2. Вы не испортите удачный дубль ошибкой в настройке эффектов.
  3. Вам намного легче будет исправить ошибки в записи, потому что модуляционные эффекты изменяют тембральные характеристики звукового сигнала.

Если вокалисту при записи нужно слышать голос так, как он будет звучать в финальной версии, то лучшим решением в этом случае будет запись DI-сигнала с одновременным мониторингом звука со всеми обработками.

Проверка и перезапись

После записи вокала убедитесь, что вы получили от сессии все, что вам нужно. Вот некоторые моменты, о которых следует помнить на последних этапах записи вокала.

Проверьте ваш грубый микс

Проверьте вокальные дубли в контексте инструментальной части сессии. Возможно, вы захотите, чтобы ваш вокалист выбрал другой тон или стиль вокала, основываясь на воспроизведении микса. Вокал может звучать совершенно по-разному в изоляции и на сессии, поэтому убедитесь, что у вас есть возможность сесть и проверить дубли в контексте.

Рецензия с вашим вокалистом

Помните, что вы работаете с ребенком вашего вокалиста. Найдите время, чтобы посидеть с вокалистом. Возможно, у них есть понимание того, как бы они хотели, чтобы та или иная строчка звучала эмоционально, например. Убедитесь, что вы учли все их пожелания по перезаписи и при необходимости предоставили полезную обратную связь.

Рассмотрите вариант гармонии или бэк-вокала

Если ваш вокалист готов к этому, то также стоит рассмотреть возможность записи гармонии или дополнительного бэк-вокала во время сессии. Помните, всегда лучше записать что-то и не использовать, чем вообще не иметь такой возможности. Если вы чувствуете себя комфортно, вы можете предложить вокалисту свои предложения, чтобы помочь создать дополнительные варианты записи вокала.

Перезапись по мере необходимости

Не бойтесь перезаписывать запись раз и еще раз! Запись вокала, безусловно, может быть утомительным процессом, но, к сожалению, есть некоторые аспекты, которые просто невозможно исправить после того, как они были внесены в вокальную запись. Ваша задача как вокального инженера – получить как можно больше записей, чтобы вашему инженеру (или вам) было с чем работать в процессе микширования.

Качественная озвучка текста онлайн в сервисе VoxWorker

Данный сервис озвучки текста в режиме онлайн, является бесплатным и не требует регистрации и отличается от других сервисов, тем что:

  • поддерживает три языка озвучки (русский, украинский и английский);

предлагает самые большие лимиты на бесплатное озвучивание (2500 символов за один раз) 20000 символов в день; имеет удобный интерфейс без рекламы и прост в использовании.

Итак, переходим в сервис онлайн озвучки текста VoxWorker.

 

Прежде чем начнете свой текст превращать в аудио файл, то есть озвучивать, вам необходимо настроить озвучку, исходя из своих предпочтений:

  1. выбрать язык озвучки

выбрать голос для озвучки выбрать скорость речи выбрать высоту голоса

 

Но, прежде чем вы приступите к изменению настроек, прослушайте пример озвучки текста предложенный сервисом, с настройками по умолчанию, возможно вас устроит этот вариант и вы ничего не будете изменять.

Чтобы прослушать пример текста с настройками по умолчанию, нажмите озвучить:

 

Если после прослушивания, вас все устраивает, настройки оставляете без изменений, если нет, то меняете под себя.

После этого очищаете поле вставки текста, нажав очистить и вставляете свой текст (не забывая о лимитах 2500 знаков за раз и 20000 в день), жмете озвучить (прослушиваете), если все устраивает, нажимаете скачать, и на компьютер скачается озвученный и преобразованный в аудио файл (в формате MP3) ваш текст.

 

Как видите, сложного ничего нет в озвучивании текста с помощью онлайн сервиса VoxWorker. Вы можете его использовать для:

  • озвучивания видеороликов на своем канале YouTube

озвучки бизнес-презентации составления голосового меню создания голосового сообщения и т.д.

Мнение экспертов

Антон Рогов:

Не менее важная составляющая хорошего результата – это выбор грамотного звукорежиссера, который способен выполнить не только техническую часть работы, но и спродюсировать запись, сохранив самобытность группы и подчеркнув ее особенности. К сожалению, на рынке сейчас хватает ремесленников, которые за мелкий прайс делают а-ля «топовый звук», а вот толковых мастеров, которые способны не только увидеть, но и раскрыть потенциал группы – единицы.

В итоге: грамотный, продуманный препродакшн материала и хорошая командная работа со звукорежем способны дать крутой результат; главное – не стоит запариваться над категориями «правильно / не правильно», ведь, в конце концов, вы занимаетесь искусством. Кто-то следует за модой, а кто-то делает моду – вот что стоит помнить.

Станислав Баранов:

На мой взгляд, основная сложность, с которой приходится сталкиваться музыкантам в своей деятельности независимо от того, студия ли это, или концерты, или даже репетиции – страх перед необходимостью «крутить ручки» и экспериментировать со своим звучанием. Это в равной степени относится и к барабанщикам, которые зачастую уверены в том, что есть какой-то абстрактный образ правильно настроенных барабанов, или к гитаристам, стесняющимся прокачать ламповый усилитель и осознать его особенности.

Связано это, в основном, со странной культурой преподавания в России: у нас любят сначала объяснить, как должно быть все в теории, как делали отцы, под каким углом они ставили медиатор и на какую высоту вскидывали руки, играя в хай-хэт. На самом деле, в музыке не должно быть никаких правил кроме одного: «не надо стесняться» (с). В первую очередь, это касается звукоизвлечения: правильно только то, что работает и дает интересный результат.

Владимир Лехтинен:

 

Еще одна сложность – это советская школа звукорежиссуры, на которую до сих пор ориентируются многие музыканты и пишут материал под неё. Цель большинства музыкантов из категории любителей и, что страшнее, концертирующих коллективов – по-прежнему, как и во времена худруков и худсоветов, сведение прозрачных фонограмм с низким уровнем изобразительной ценности и низкокачественной аранжировкой в сочетании с огромным уровнем голоса по отношению к остальным дорожкам. Такие желания сводят на «нет» все попытки звукорежиссёра и продюсера сделать из коллективов что-то достойное и конкурентоспособное. Прибавьте к этому желание сделать на записи звук «как на концерте» при условии сверхнизкого бюджета, и вот вам вся проблема вкупе.

Андрей Ольшевский:

 

Один из ярких примеров ошибок при записи – боязнь «переиграть» эмоции, из чего зачастую следует их «недоигрыш». Чаще всего сталкивался с данной проблемой при записи вокалистов и скрипачей. Многие музыканты уделяют гораздо больше внимания чистоте, точности интонирования, забывая при этом об эмоциональной составляющей – той искре, которая должна цеплять слушателя при прослушивании их композиции

Очень важно не бояться перегибать: дать больше атаки смычка при агрессивном пассаже или же наоборот спеть настолько неестественно мягко, насколько это можно себе позволить. Как правило, артист, поборовший данную проблему в себе, на записи рождает гораздо более интересный, запоминающийся материал, с которым работать – одно удовольствие

 

Наши выводы:

  • Потратьте время на то, чтобы найти вашего специалиста: послушайте портфолио, почитайте отзывы. Не кидайтесь на заведомо сомнительные предложения от звукорежиссеров и низкий прайс;
  • Не гонитесь за модой и помните, что в любом виде искусства в первую очередь ценна индивидуальность. То, что подходит другому, не обязательно подойдет вам;
  • Не бойтесь показать, что вы чего-то не знаете – задавайте вопросы, выходите за рамки правил и создавайте новые правила сами. Творческий поиск всегда приносит свои плоды;
  • Будьте не просто хорошим исполнителем, а настоящим артистом. Это даст вам возможность раскрыть свой талант перед публикой под иным углом, а запись музыки сделает процессом хоть и не легким, но определенно удовлетворяющим и классным.

Программное обеспечение

Софт для записи вокала подбирается индивидуально, исходя из личных предпочтений. Практически каждая программа для создания музыки оснащена специализированным набором инструментов для работы с голосом. Наибольшей популярностью среди музыкантов пользуются следующие программы:

  • Sound Forge;
  • FL Studio;
  • Adobe Audition;
  • Steinberg Cubase;
  • Cakewalk Sonar и др.;

Лучше использовать программу, интерфейс которой интуитивно понятен для пользователя. Конечно, каждая программа имеет свои возможности, но если необходимости в создании сложного микса нет, то одной из вышеперечисленных программ будет вполне достаточно.

Профессионалы рекомендуют применять в процессе записи минимальный набор эффектов, т.к. при обработке устранить их будет невозможно. Лучше записать вокал вообще без эффектов, добавив нужные после окончания записи. Практически каждая программа позволяет подключать сторонние VST-плагины, благодаря которым можно получить идеальное звучание всей композиции. Причём, экспериментировать с ними можно до бесконечности. Каждый плагин предлагает пользователю свой эффект. Их сочетание порой позволяет добиться весьма интересных и неожиданных результатов.

Организация помещения

Как известно, звук имеет особенность отражаться от поверхностей (пола, потолка, стен). И если в обычной жизни мы этого не замечаем, то на записи голоса это может отразиться негативным образом – особенно, если используется чувствительный микрофон. Каждый, кто желает делать музыку на высоком уровне, должен изначально позаботиться о надлежащих условиях помещения, в котором будет осуществляться запись голоса.

В профессиональных студиях этот вопрос решается путём создания специальной вокальной камеры. В домашних условиях для создания подходящих условий можно использовать различные звукопоглощающие материалы: изоляционный фильтр, пенопласт, поролон и т.д. Не обязательно подвергать отделке всю комнату – достаточно оборудовать своеобразную стенку из абсорбирующих материалов сзади и по бокам микрофона. Также для минимизации шумов можно применить акустическую панель.

В процессе записи вокала используются наушники закрытого типа. Делается это для того, чтобы микрофон не улавливал звук из акустической системы. При работающей АС звук заметно ухудшится, могут появиться неприятные шумы, свист. Наличие сплиттер-усилителя позволит использовать несколько наушников. Таким образом, для каждого человека, участвующего в записи, можно настроить желаемый уровень звука отдельно.

Программы для записи звука с микрофона и аудиокарты

Приведённый выше способ прост и удобен, но подходит он, увы, не всем. Дело в том, что устройство «Стерео микшер» либо может быть не реализовано на уровне драйвера, либо заблокировано производителем звуковой карты. Звук с аудиокарты, однако, всё равно может быть записан, но для этого придётся воспользоваться сторонними программами. Таких программ существует немало, как платных, так и бесплатных. Одной из них является Audacity – простая, но мощная программа для записи звука и редактирования цифрового аудио.

Программа умеет записывать звук с внешнего и встроенного микрофона, микшера и канала Line In. На некоторых моделях аудиокарт возможен захват потокового вещания интернет-радио, то есть приложение можно использовать как средство записи звука из интернета на компьютер. Есть в Audacity также много других функций, но в данном случае нас интересует именно звукозапись. Порядок действий следующий. Запустите программу, выберите в качестве источника сигнала Windows WASAPI, а в качестве источника звука – нужное вам устройство, то бишь микрофон или аудиокарту.

 

К сожалению, по какой-то причине названия доступных устройств в Audacity отображаются крякозябрами, но это не такая уже и проблема, в конце концов, вы можете сделать пробные записи с обоих выходов, определить лучший и впредь выбирать его. Для захвата аудиопотока жмём красную круглую кнопку, для остановки – чёрный квадратик. Чтобы сохранить записанные данные в файл, идём в меню Файл – Экспортировать и выбираем нужный формат.

 

 

Для сохранения записи в MP3 может потребоваться установка библиотеки lame_enc.dll

Неплохой альтернативой Audacity может послужить Moo0 VoiceRecorder – простая программа для записи звука с компьютера. VoiceRecorder позволяет записывать звук с аудиокарты, микрофона и аудиокарты/микрофона одновременно, необходимый режим выбирается в выпадающем меню. Программой поддерживается запись в MP3 и WAV, вырезание тишины, выбор качества выходного файла. Захват звука производится нажатием кнопки «Записать», сохранение – нажатием кнопки «Стоп».

 

Из платных приложений можно порекомендовать программу АудиоМастер, особенно если нужно произвести запись звука на компьютере с микрофона. Для этого в меню жмём «Записать звук с микрофона», в открывшемся окне выбираем, если надо, устройство записи звука и жмём кнопку «Начать новую запись».

 

 

По завершении записи АудиоМастер предложит её отредактировать – изменить параметры голоса, увеличить громкость, добавить эффекты и прочее. Впрочем, сохранить записанный голос можно и без предварительного редактирования. Кликните по расположенной на панели инструментов иконке сохранения и выберите в окне мастера подходящий формат.

 

 

Этапы создания «комнаты в комнате» в студии звукозаписи

Этап 1. Звукоизоляция пола

 

Чтобы звук не распространялся вниз, под стяжку укладывают звукоизоляционную мембрану Липлент ЗиВ с акустическим войлоком, а сверху стяжки – мембрану Липлент ПС

Очень важно, чтобы на полу не было дефектов и трещин, способных пропускать звук даже после укладки такого «пирога». После монтажа индекс шумоизоляции составит 67 дБ

 

Самый лучший эффект звукоизоляции пола дают мембраны Липлент с акустическим и искусственным войлоком

Этап 2. Звукоизоляция стен

На стене сооружают металлический каркас. На него крепят листы гипсокартона и несколько слоев звукоизоляционных материалов. Максимальный индекс шумоизоляции (68 дБ) можно получить, если скомбинировать их в такой последовательности:

  • Липлент ЗиВ – мембрана с акустическим войлоком клеится на стену.
  • Липлент Зик50 – вибродемпфирующая лента используется для отделки металлических элементов каркаса и крепежей, способных передавать вибрацию.
  • Липлент Зик – вязкоупругая минеральная мембрана с большим объемным весом завершает этот «пирог» с внешней стороны гипсокартона.
  • Поверх Липлент Зик монтируют акустический поролон с рельефной поверхностью, который улучшит звукоизоляцию и сделает помещение эстетичным.

Такая конструкция снижает шум на 68 дБ

Этап 3. Звукоизоляция потолка

На потолке сооружают конструкцию по аналогии со стеной: в нее также включают двухслойную мембрану Липлент ЗиВ, мембрану Липлент Зик с высоким удельным весом и виброизоляционную ленту Липлент Зик50. Конструкция толщиной 67 мм имеет высокий индекс шумоизоляции – 70 дБ. Акустический поролон улучшит внешний вид и придаст помещению гармоничности.

Липлент ЗиВ используется в конструкциях звукоизоляции пола, стен и потолка

Как выбрать звукозаписывающую студию

Чтобы верно выбрать студию звукозаписи, нужно понимать, что все они подразделяются на 3 категории:

  1. Профессиональные.
  2. Полупрофессиональные.
  3. Домашние.

Профессиональные студии звукозаписи:

  • Имеют лучшее цифровое и аналоговое оборудование.
  • В их распоряжении разные микрофоны, для решения конкретных задач.
  • В них можно взять в аренду музыкальные инструменты.
  • Комнаты звукозаписи отделаны материалами для звукоизоляции, поглощения отражений звука.
  • С помощью специальных пультов, звукорежиссеры управляют записью звука, мастерингом и сведением композиции.

Выбирая профессиональную студию звукозаписи, можно концентрироваться только на исполнении. Все заботы о подборе микрофона, минусовке и так далее, берет на себя команда профессионалов.

Полупрофессиональные студии звукозаписи

Полупрофессиональные студии создаются для решения конкретных задач. Например, для записи только одной группы, или одного исполнителя. Они не обладают таким функционалом, как профессиональные студии звукозаписи.

Домашние студии звукозаписи

Домашние студии — обычно подсобные помещения либо отдельно снятые квартиры, в которых есть небольшое количество оборудования для звукозаписи (микрофон, компьютерные программы для обработки звука, микшерный пульт). Подходят для любителей, а не профессионалов.

 

 

Если требуется студия звукозаписи высокого класса, надо обратить внимание на:

 

Площадь помещения. Профессиональные студии не располагаются в квартирах или гаражах — для оборудования нужно место. Наличие высококлассного оборудования

Обычно перечень публикуется на сайте студии звукозаписи Важно обращать внимание на фирму-производителя оборудования. Предпочтительно выбирать тех, кто производит оборудование высшего класса, например, ATC или Neve. В студии должна быть творческая и доброжелательная атмосфера, а квалификация сотрудников подтверждаться резюме, дипломами и сертификатами.

 

Стоит ли использовать тюнинг вокала?

Студийный микрофон с поп-фильтром

Современный стандарт звучания песен в популярной музыке требует идеального звучания инструментов и вокала.

Поэтому при записи голоса используются программы для автотюна (Auto-Tune, Melodyne). Но это не значит, что звукорежиссеры собирают вокальную партию по кусочкам как паззл. Тюнинг нужен, чтобы подкорректировать небольшие недочеты исполнения. Пару неточных нот во всей партии подтянуть можно. Но исправлять спетую криво песню с помощью тюнинга не нужно.

Поэтому при записи вокала все равно нужно стараться исполнить песню максимально чисто и без фальши.

Постобработка

Независимо от того, где производилась запись голоса, на студии или в домашних условиях, всегда будут какие-то мелкие погрешности, посторонние шумы, фальшиво спетые ноты, призвуки, скрипы. Все эти недостатки можно устранить. Разумеется, для этого нужно хорошо изучить используемое программное обеспечение. Среди основных этапов постобработки вокала можно выделить:

  • Удаление щелчков, призвуков, шумов и других артефактов, получившихся в процессе записи;
  • Выравнивание основных и подавление второстепенных частот, обработка эквалайзером для придания голосу естественности;
  • Создание единого уровня компрессии: выравнивание громкости, нормализация, уменьшение резких пиков;
  • Сведение вокальной партии с основным треком, исправление фальшивых нот;

Не стоит применять одинаковую обработку для всей вокальной записи. Лучше разделить партию голоса на отдельные сэмплы, после чего заниматься с каждым из них по отдельности. Ведь в разных частях музыкального произведения вокалист поёт по-разному: например, куплет – тише, припев – громче. Поэтому добиться одинакового звучания и экспрессии, применяя одинаковую обработку для всего трека, не получится. Идеальным считается результат, где каждое слово песни хорошо воспринимается слушателем, передавая эмоции исполнителя.

Разведка на месте и райдер

 

Минимум за пару дней до сессии договоритесь со студией, придите в свободное время, познакомьтесь со звукорежиссерами, посмотрите площадку, состав и состояние местного оборудования. Определите с инженерами студии примерное расположение музыкантов, его плюсы и минусы

Особенно важно выбрать положение всех в тон-ателье относительно барабанной установки. Например, если планируете вживую записывать рок-группу со струнным квартетом или другими акустическими, то есть тихими инструментами, то могут быть проблемы с «протечкой» барабанов в микрофоны этих инструментов — надо будет изолировать установку (или струнные), возможно сразу ставить в отдельном помещении — и лучше знать об этом заранее

Если у вас уже есть свой продюсер записи или инженер, который будет сводить записанный материал, то очень важно, чтобы он пришел на эту «разведку» и заранее высказал все пожелания относительно способа трекинга, выбора микрофонов, расположения источников звука и так далее.

Здесь уместно упомянуть РАЙДЕР записи. Это аналог концертного технического райдера, но подготовленный конкретно для данной сессии — детальный список всех источников звука (инструментов, голосов и т.п.), расчет количества каналов, микрофонов, DI-боксов, линий мониторинга, микрофонных и клавишных стоек и т.п. Чем более подробно вы проработаете райдер с инженерами студии звукозаписи, тем меньше неприятных сюрпризов будет на сессии. Например, если неожиданно на записи возникнет не учтенный в райдере ситар, который надо как-то подзвучить, или барабанщик внезапно захочет поставить не заявленный ранее второй малый барабан, то может уйти дополнительное время на установку и подбор комбинации микрофон-предусилитель и поиск свободных каналов в мультикоре.

Посмотрите, какие на студии есть возможности для коммутации. Где-то штатный мультикор может быть рассчитан всего на 16 каналов — а вам надо 18 или 24, или нужно «кидать» со студийного компьютера в тон-ателье MIDI-clock, или нужны какие-то специфичные кабели или переходники…

Кроме технических моментов, заранее посмотрите, где на студии можно отдыхать между дублями, куда можно ходить курить, где можно перекусить, где находится туалет и так далее. Это — мелочи, но важные. 

На некоторых студиях, включая нашу, существует пропускная система, поэтому необходимо заранее оформить все списки на пропуск. Обычно это делается за 1-2 дня до даты сессии или утром последнего рабочего дня перед выходными или праздниками, если сессия выпадает на нерабочие дни.

5 самых частых проблем при записи вокала

Процесс записи вокала в студии

1. Хлопки

Некоторые согласные звуки (, ) называются «взрывными», потому что при их произнесении возникает мощный поток воздуха. В результате создается низкочастотный хлопок. На записи он выглядит как клиппующий пик.

Чтобы избежать хлопков на записи, располагайте микрофон немного под углом к вокалисту и используйте поп-фильтр.

2. Свист

Другой не менее распространенной проблемой являются свистящие звуки (, , , ). На записи они создают неприятное высокочастотное шипение. Чтобы избежать этого, используйте поп-фильтр.

Если свистящие звуки все же оказались на записи, то избавиться от них можно с помощью деэссера и компрессора.

3. Эффект близости

Выше мы уже говорили об эффекте близости. Иногда на записи он нужен для реализации художественного замысла автора. Но, чтобы не получить этот эффект случайно, ставьте микрофон хотя бы в полуметре от исполнителя.

4. Плохая акустика комнаты

Любые ваши приготовления к записи, покупка дорогого микрофона и оборудования могут не дать никакого результата, если ваша комната «не звучит». Акустическая подготовка помещения для звукозаписи – весьма недешевое удовольствие. Экономный вариант – расставить басовые ловушки, повесить на стены акустический поролон и использовать при записи акустический фильтр.

5. Шум от ног

Чтобы на чистовую запись не попал шум от ног, стелите на пол обычный ковер. Он будет глушить и топот ног, и вибрацию. Кроме того, вокальные микрофоны обычно продаются со специальным амортизатором.

Если у вас его нет, то подложите под микрофон небольшой кусочек поролона.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий