Еврейский музей и центр толерантности в Москве

Дополнительные проекты

При Еврейском музее действуют дополнительные программы, ведутся различные проекты, охватывающие все сферы деятельности еврейской диаспоры.

«Образовательный центр»

Просветительские программы связаны с постоянной экспозицией музея и проводимыми здесь временными выставками. Команда профессиональных спикеров организует курсы, лекции и семинары, авторские мастер-классы.

Для посетителей музея регулярно организуются тематические кинопоказы, встречи с представителями еврейской культуры и политическими деятелями. В программу мероприятий включены диспуты, мастер-классы, тренинги.

«Детский центр»

Для самых юных посетителей и их родителей создана особая развлекательно-досуговая программа, совмещенная с образовательной деятельностью. Детей приглашают на различные интерактивные квесты, игровые и арт-классы.

Отдельные программы действуют для школьников в дни каникул. На территории музея работают лагеря дневного пребывания.

«Исследовательский центр»

Программа направлена на систематизацию и обработку экспонатов музейного фонда, поиск информации и пополнение экспозиции

Важной стороной деятельности центра является научно-просветительная деятельность

К программе привлекаются студенты и молодые ученые. Им выделяются специальные стипендии и гранты, стимулирующие интерес к проекту.

«Центр авангарда»

Концепция программы разработана сотрудниками музея совместно с культурно-издательским проектом «Энциклопедия русского авангарда». Обучающий курс состоит из лекций и семинаров, кинопоказов, экскурсий и мастер-классов, на которых посетители мероприятий знакомятся с новаторским направлением культуры начала XX в. Программа рассчитана на широкий круг участников разного возраста.

Мне нравится2Не нравится

Дворец Великих Магистров

Он также находится в Старом Городе на улице Рыцарей. Перепутать дворец с чем-то еще трудно, поскольку это здание является архитектурной доминантой старого Родоса, возвышаясь над храмами и минаретами османских мечетей, так что я узнал его сразу, как увидел.

Возможностью наблюдать сегодня это величественное строение мы обязаны итальянцам, под властью которых Родос находился с 1912 года и до конца Второй Мировой Войны. Дело в том, что в 1856 году, когда остров был под владычеством османских турок, вытеснивших в 1522 году госпитальеров, оригинальный дворец был разрушен в результате взрыва порохового склада. Кстати, инициатива воссоздания рыцарской цитадели исходила в том числе и от самого Бенито Муссолини.

Как добраться до дворца Великих Магистров

Здание Дворца Магистров находится в северо-западной части Старого Города. Чтобы попасть туда, нужно последовательно преодолеть ворота Амбуаз и ворота Святого Антония. От Дворца Великих Магистров начинается та самая улица Рыцарей. Подробнее о том, как туда добраться, написано здесь.

Экспозиция Дворца Великих Магистров

Отчасти экспозиция Дворца Великих Магистров продолжает и дополняет ту, что находится в стенах древнего госпиталя. Впрочем, выставленные во дворце античные скульптуры по значимости существенно уступают тем, которые выставлены в археологическом музее. Компенсируют этот недостаток римские мозаики, вывезенные с острова Кос и также входящего в состав архипелага Додеканес. Проводившие реставрацию дворца в первой половине XX века итальянцы использовали их для оформления пола сразу в нескольких залах. В результате один из них теперь носит название «Зал Медузы» в соответствии с сюжетом мозаичного панно, которое изображает голову Медузы Горгоны – той самой, при одном взгляде на которую любой смертный обращался в камень.

Помимо скульптур во Дворце Великого Магистра представлена коллекция посуды римского и византийского периода.

Но есть в этом здании и еще одна экспозиция: сразу несколько залов дворца воссоздают интерьеры времен, когда цитадель была действующей резиденцией Великого Магистра ордена рыцарей-иоаннитов.

Надписи по-русски перед экспонатами отсутствуют, как и русскоязычный аудиогид. Лично мне такая политика не очень понятна, поскольку туристов из России на Родосе немало, да и в информационном киоске в изобилии представлены бесплатные проспекты на русском.

Режим работы Дворца Великих Магистров

Входной билет во дворец дает право осмотра всех размещенных в нем экспозиций.

Цена билета составляет:

  • для взрослых — 6 евро,
  • для граждан Евросоюза старше 65 лет — 3 евро,
  • для детей до 18 лет — вход свободный.

Время работы музея с 08.00 до 16.00 кроме понедельника, когда он открыт до 12.30.

Война и революция: потрясения и перемены

1914 – 1921 гг.

В 1917 году Временным правительством была отменена черта оседлости: царские указы, ограничивавшие свободу передвижения евреев, потеряли свою силу.

Евреи активно участвовали в политической жизни страны, пополняя ряды различных партий, создавая свою политическую карту, где нашлось место всем: от социалистов-бундовцев до сионистов и либералов. Зал, посвящённый данному периоду, включает свидетельства политической и повседневной жизни евреев, а также стенды, посвящённые еврейскому авангардному искусству. Светская еврейская культура в этот период переживает необычайный подъём. Поддерживаемая официальной властью, она создавала противовес сионизму и иудаизму. В то же время у евреев появляется своя этнография — экспедиция Семёна Ан-ского в местечки бывшей черты оседлости.

Центр толерантности

Хотя дополнительная площадка и относится к музею, она расположена вне рамок экспозиции. В Центре толерантности для посетителей проводятся просветительские и образовательные мероприятия, тренинги, семинары.

Основная информация

Целями создания Центра толерантности стали обеспечение открытого диалога между евреями и представителями других наций и культур, пропаганда веротерпимости. Посетителям центра предоставлены для работы 60 iPad, с которых можно принять участие в опросах на тему толерантности или узнать мнение других респондентов.

Мероприятия

Тренинги, проводимые Центром толерантности, касаются не только национальных и религиозных вопросов. Обучающие мероприятия посвящены развитию терпимости во всех областях жизни. Большая роль отводится программе развития толерантности в среде подростков и юношества. Тренинг «Каждый важен» посвящен проблемам буллинга в учебных заведениях.

Мероприятия в музее касаются национальных вопросов.

Программа рассчитана на группы школьников разного возраста – учащихся 5–8 и 9–11 классов.

События

В Центре толерантности действуют различные программы: проводятся образовательные мероприятия, вебинары, работают дискуссионные клубы. Активное содействие в работе программ оказывает Фонд президентских грантов.

Программы центра

Среди образовательных направлений особый упор делается на профилактику ксенофобии и экстремизма в молодежной среде, а также на противодействие буллингу в учебных заведениях.

Сегодня Центр толерантности проводит работу по 2 программам:

  • «Безопасный мир»;
  • «Каждый важен».

Тренинги рассчитаны на группы школьников разных возрастов и их преподавателей.

Программы центра рассчитаны на школьников разных возрастов.

Описание Еврейского музея

Идея создания необычной выставки, посвященной истории и традициям еврейского народа, зародилась на рубеже XX–XXI в. у главного раввина России Берл Лазара и президента Федерации еврейских общин Александра Бороды. Большую роль в появлении музея сыграл и руководитель Департамента по связям с общественностью ФЕОР Борух Горин, являющийся сегодня Председателем правления музея.

К концу XX в. здание и весь комплекс автопарка находились в плачевном состоянии. На реконструкционные работы, сбор экспозиции музея, закупку и установку интерактивного оборудования и разработку программ потребовалось более 50 млн руб. Средства были получены в основном благодаря пожертвованиям от представителей еврейских общин, видных политических деятелей, в т. ч. не принадлежащих диаспоре евреев.

Подбор и сортировка артефактов, ставших основой экспозиции музея, заняли более 10 лет. Концепция экскурсионных программ разрабатывалась с привлечением экспертного совета еврейских музеев из разных стран мира. Особый упор делался на применение интерактивных технологий.

Идея создания выставки зародилась у Александра Бороды.

Пророчество Веры Мухиной

Бахметьевский автобусный парк, 1927

Один из первоначальных эскизов Бахметьевского гаража, 1926-1927

Английские автобусы фирмы «Лейланд», 1930-1935

Стоит ли говорить, что постройка, как минимум, привлекала внимание – причем, не только работников московского транспорта. Однажды, к примеру, сюда наведалась сама Вера Мухина, которая не просто впечатлилась легкостью внутреннего пространства (еще бы: гигантскую крышу несли всего 18 изящных колонн), но и справедливо предположила, что в будущем никакого гаража здесь не будет

Как в воду глядела, не так ли?

Впрочем, все могло бы сложиться совсем по-другому и, увы, очень печально. В 1999 году 3-й автобусный парк действительно переехал отсюда – в Бибирево. Вот только достойного применения историческому зданию найти никак не могли. Гараж пришел в запустение, и вот над его крышей уже нависает угроза сноса. Марьина Роща – перспективный район, который давно очистил свою «темную» репутацию. Так почему бы не построить здесь элитное жилье или, скажем, ночной клуб?

Но к счастью, в 2001 году за Бахметьевский гараж вступилась «Московская Марьинорощинская Еврейская Община», которая предложила восстановить историческое здание и открыть в нем музей. Столичные власти согласились и передали ей объект в безвозмездное пользование. В конкурсе музейных концепций победила идея «Погружение в историю и культуру – через развлечения» американских архитекторов из бюро Ральфа Аппельбаума. И работа закипела.

Аквариум Старого Города

Мало, кто знает, но аквариумов в столице острова Родос на самом деле два. На второй я набрел случайно, гуляя по Старому Городу, и после его посещения могу сказать, что его низкая популярность является абсолютно заслуженной.

Сама экспозиция очень небольшая, а с учетом стоимости 5 евро за взрослый билет и 3 за детский идти туда стоит, только если вы фанат подводного мира или просто посетили уже все остальные интересные места как города, так и острова.

Другие музеи Родоса

Дело в том, что в различных зданиях старого города то и дело устраиваются временные экспозиции или меняют дислокацию постоянные выставки. Так в одном неприметном одноэтажном здании я совершенно случайно наткнулся на выставку копий средневековых гравюр Колосса Родосского и старинных карт острова Родос и архипелага Додеканес, частью которого он является. Вход обошелся всего в 1 евро, но по возвращении в Москву я как не искал, не нашел информацию об этой экспозиции.

А в одной из башен Родосской крепости совершенно бесплатно была организована выставка работ уже современного художника, соединившего в своих работах античные мотивы, жесткий сюрреализм и откровенную порнографию.

Кстати, сам маэстро бурно выражал протест по поводу того, чтобы его полотна кто-то фотографировал.

Вообще, гуляя по столице острова Родос, я не раз убеждался, что сам город и в особенности его старую часть можно исследовать бесконечно, то и дело открывая для себя интересные места. В этом смысле любой туристический путеводитель должен стать для вас всего лишь отправной точкой, но никак не истиной в последней инстанции, а свой Родос вы откроете для себя сами.

Города и дали: евреи в Российской Империи

1795 – 1913 гг.

До конца XIX века термин «сионизм» имел довольно узкое, практическое толкование и означал движение за создание еврейских сельскохозяйственных поселений на территории Палестины.

После принятия Базельской программы на Первом сионистском конгрессе, прошедшем в 1897 году, это понятие приобрело тот смысл, который вкладывается в него и поныне.

Мы воссоздали типичную городскую кофейню конца XIX – начала XX века — знаменитое одесское кафе «Фанкони». Все столы в нем интерактивные, с их помощью можно управлять информацией: выбирать фильмы для просмотра и участвовать в опросах. Вы узнаете о вопросах, которые волновали еврейскую общину в то время: об ассимиляции, эмиграции, марксизме, сионизме, способах интеграции в российское общество.

Советский Союз

1922 – 1941 гг.

Еврейские сельскохозяйственные колонии в Украине и Крыму были плодом совместной инициативы советской власти и зарубежных еврейских благотворительных организаций. В общей сложности было организовано более 200 колоний, в которых поселилось свыше 200 тысяч евреев. Образ еврея-земледельца занял центральное место в советской пропаганде против антисемитизма.

С окончанием Гражданской войны и началом индустриализации евреи наравне с другими народами СССР становятся частью единой советской нации. Советское государство даёт евреям массу тех возможностей, которых они были лишены в царской России, в обмен на часть идентичности: иудаизм становится «врагом вдвойне» — и как религия, и как опора для национального, то есть буржуазного, самосознания.

Всё многообразие интеграции ранее отделённого народа в жизнь молодого государства демонстрирует интерактивный стол в форме пятиконечной звезды. Деятели из разных сфер общества связаны пятью цветными линиями: жёлтая — искусство и культура, зелёная — наука, красная — сельское хозяйство, белая — политика, синяя — религия. Нажимая на фотографию любого героя, можно получить справку о его жизни и достижениях. На столбах, окружающих звезду, — несколько хроникальных фильмов, иллюстрирующих эпоху: здесь борьба с религией, еврейские колхозы как часть процесса коллективизации, быстрое индустриальное развитие страны и много других сюжетов.

От перестройки до наших дней

1982 г. – до наших дней

Для Советского Союза 1985 год стал началом политической либерализации, предпринятой М.Горбачевым. Существенное ослабление государственной цензуры и других форм надзора способствовало возрождению еврейской культуры, образования и религии.

Тематический павильон «От перестройки до наших дней», являющийся логическим завершением интерактивной экспозиции музея, представляет собой кинозал со спецэффектами, внутри которого демонстрируется фильм о переломном этапе новейшей истории России. На панорамном экране перед зрителем разворачиваются события, сопутствовавшие становлению нового государства: от эпохи Брежнева к периоду перестройки и далее — до настоящего времени. Путчи 1991 и 1993 годов спровоцировали кардинальные изменения в политике и экономике страны, которые кого-то вдохновляли, а кому-то внушали беспокойство. В фильме от «Перестройки до наших дней» своими воспоминаниями об этом периоде истории России и её еврейской общины делятся: А. Адамская, В. Вексельберг, А. Венедиктов, Ю. Винокурова, Б. Горин, Ф. Дектор, М. Идов, С. Клебанов, А. Макаревич, Л. Рубинштейн, Н. Сванидзе, М. Членов и др.

Проект реализован при финансовой поддержке Германа Борисовича Хана.

Экспозиция музея

В следующем зале царит атмосфера одесского кафе конца XIX — начала XX века, где, сидя за интерактивным столиком, можно неформально окунуться в проблемы народа того времени. Пятый блок экспозиции посвящен Октябрьской революции, Гражданской войне и роли евреев в этих событиях; также здесь можно узнать о Бальфурской декларации 1917 года, предшествовавшей образованию национального государства в Палестине. Зал Советского Союза венчает пятиконечная красная звезда, под лучами которой проецируются кадры и портреты выдающихся личностей той эпохи. В следующих залах представлены воспоминания участников Великой Отечественной войны и жертв холокоста, а также основан Мемориал памяти — место скорби, где в темноте зала на стене каждое мгновение возникают имена людей, погибших во время войны и холокоста, в память о которых можно зажечь свечу. Часть экспозиции, посвященная послевоенному времени, предлагает узнать об антисемитизме в СССР, вовлекая зрителя в реалии, происходившие на обычной кухне советской «хрущевки». Последняя часть музея рассказывает о временах перестройки и о современной России, в которой у еврейского народа появилась долгожданная свобода вероисповедания и передвижения.

Еврейский музей и Центр толерантности предлагает своим посетителям широкий спектр экскурсий (на русском, английском, французском и иврите): от «Трудностей перевода еврейского искусства» до «Царицы-субботы и ее подданных». Все программы разбиты на три блока: культура, история и традиции; бóльшая часть из них проводится еженедельно по воскресеньям. Также предлагается выездная экскурсия по неизвестной «еврейской Москве».

Корни российского еврейства

«Нет, может быть, ещё такой страны, где религиозная свобода и религиозная ненависть встречаются в такой степени, как в Польше». Соломон Маймон

Небольшие еврейские общины (евреи горские, грузинские, крымчаки, отдельная этнорелигиозная группа — караимы) издавна жили у южных границ империи — на Кавказе и в Средней Азии. При этом у западных её пределов — в Польше — существовали довольно крупные общины евреев, чьи предки происходили из Франции и Германии. В конце XVIII в. после раздела Польши Российской империи досталась львиная доля польских земель и вместе с ними — польские евреи. До сих пор ашкеназы — европейские евреи — составляют большую часть еврейской общины России.

«Ремонт» на 50 миллионов долларов

Строили и наполняли музей всем миром: например, тогдашний директор ФСБ Николай Патрушев передал документы, рассказывающие о шведском дипломате Рауле Валленберге, который спас от Холокоста тысячи венгерских евреев. А президент России Владимир Путин в2007 году перечислил в фонд музея свою месячную зарплату. На открытии в 2012 году Путин сказал президенту Израиля Шимону Пересу: «Примерно такой же музей есть в Израиле, правда, поскромнее».

Пространство восстановленного Бахметьевского гаража действительно поражает размерами: площадь одной только постоянной экспозиции – 4,5 тысячи квадратных метров. А вместе с Центром толерантности, 4D-кинотеатром, Центром авангарда, библиотеками, детскими студиями и исследовательским центром, крупнейшая в Европе крытая выставочная площадка занимает 8500 «квадратов».

На создание образовательного комплекса потратили около 50 миллионов долларов, и сегодня его интерактивные экспозиции считаются одними из самых технологичных в России. Председателем Попечительского совета стал Виктор Вексельберг, входящий в десятку богатейших людей России (по версии журнала «Forbes»).

Экспозиция

В чем-то все музеи очень похожи друг на друга. Часто это объединенное по тому или иному принципу собрание вещей и предметов на витринах под стеклом. О нашем музее этого сказать нельзя. Он другой. Он интерактивен. Сложно определить, на что он больше похож — на музей как таковой или на парк развлечений.

Информация, которую призвана донести до посетителей экспозиция, имеет разные способы подачи. Она объемна. Она обступает людей, проникает в их сознание, воздействует почти на все органы чувств. Это стало возможным  благодаря использованию современных компьютерных и аудиовизуальных технологий. Архитектурные конструкции спроектированы так, что дополняют экспозицию и усиливают вовлеченность посетителя в  атмосферу экскурсии, создают эффект погружения в прошлое.

Постоянная экспозиция музея включает 12 тематических пространств, каждое из которых соответствует определенному периоду мировой и российской истории. Здесь можно отдохнуть в одесском кафе «Фанкони», побывать на местечковом базаре, изучить биографии Михаила Ромма, Григория Зиновьева и других деятелей советской политики и культуры, подслушать разговоры на кухне и рассказы диссидентов, почтить память павших в Великой Отечественной войне. 

Статичные элементы экспозиции оживут, если прикоснуться к ним, а консультанты ответят на любые вопросы о том, как работают музейные экспонаты.

Еврейское местечко (штетл) — центральное пространство музея, откуда можно попасть в залы, посвященные жизни евреев в больших городах Российской империи и Советской России периода революции и гражданской войны. Минуя кладбище штетла, вы отправитесь сразу в послевоенное время. Так обозначены некоторые из путей, по которым двигались представители еврейской общины в России.

Границы местечка определяют выстроенные в две линии стенды раздела «Иудаизм — живая религия». Они словно оберегают штетл от внешнего влияния. Повернувшись к ним спиной, можно обнаружить идущую по всему периметру музея хроникальную ленту, где представлены основные события российской, еврейской и мировой истории, начиная с IV века и заканчивая современностью. Таким образом, в музее выделяются две линии экспозиции, основа каждой из которых — время. В одном случае — линейное, историческое, в другом — время традиции: круг жизни и цикл еврейских праздников.

Историческая линия включает в себя семь блоков: IV в.–1794 г., 1795−1913 гг., 1914−1921 гг., 1922−1941 гг., 1941−1945 гг., 1946−1984 гг., 1985 г . — наши дни. Каждой эпохе соответствуют аналитические карты, мониторы «Еврейские судьбы», рассказывающие историю в лицах, а также интерактивные инсталляции, скрытые в боковых нефах за стендами с исторической хроникой.

Дополнительная информация

Сведения о Еврейском музее и расписание мероприятий можно найти на официальном сайте – jewish-museum.ru.

Адрес и способы добраться

Музей расположен по адресу улица Образцова, дом 11. Вход находится со стороны переулка Новосущевского.

Подробная инструкция, как добраться от ближайших станций метро, следующая:

  • от метро «Новослободская» (выход со стороны улицы Селезневской) пересесть на трамвай № 50 до остановки «Дворец культуры МИИТ»;
  • от метро «Достоевская» по улице Селезневской пешком до переулка Институтского, далее поворот направо до переулка Новосущевского;
  • от метро «Марьина Роща» по улице Сущевский вал до переулка Институтского, далее до переулка Новосущевского.

Попасть в музей можно на трамвае № 19 или маршрутном автобусе № 144, проехав до остановки общественного транспорта «Улица Образцова».

Адрес музея.

Стоимость билетов

Цена на посещение постоянной экспозиции Еврейского музея составляет 400 руб., временных выставок – 300 руб. Для детей 7–17 лет, студентов и школьников, пенсионеров действует льготный тариф – 50% от стоимости билета. Специальная категория посетителей – дети до 6 лет, участники и инвалиды ВОВ, военнослужащие – имеет право на бесплатный вход.

Время работы

Еврейский музей и центр толерантности открыт для посетителей в будни:

  • с понедельника по четверг – 12-00 до 22-00;
  • в пятницу – с 10-00 до 15-00.

В субботу и воскресенье, а также в дни еврейских праздников – выходной.

Парковка

Посетители, приезжающие на собственных автомобилях, могут оставить транспорт на охраняемой автостоянке.

График работы парковки:

  • с понедельника по четверг круглосуточно, в пятницу – до 15-30;
  • с 15-30 пятницы по 09-00 воскресенья, а также во время еврейских праздников парковка не работает.

Посетители могут оставить автомобиль на стоянке.

Адрес стоянки – улица Образцова, дом 19, строение 3. Стоимость 1 часа – 100 руб.

Штетл: Еврейское местечко

Царская полиция следила, чтобы черта оседлости не нарушалась. В Москве, например, на улицах и вокзалах ловили прохожих с «семитскими лицами» и препровождали в участки для проверки документов.

В переводе с идиша «штетл» — это городок или местечко. Так называли места обитания евреев в царской России после принятия указа, запрещающего им жить в крупных городах, и устанавливающего так называемую черту оседлости. В этой части экспозиции воссоздано типичное местечко с его приземистыми домиками, рынком, синагогой, школой. На огромные, в два человеческих роста, витрины проецируются уникальные кадры из жизни евреев того времени — торговцев, раввинов и музыкантов.

Холокост и Великая Отечественная война

1941 – 1945 гг.

«Гитлер думал сделать из евреев мишень, евреи показали ему, что мишень стреляет. «…» Когда-то евреи мечтали об Обетованной Земле. Теперь у евреев есть Обетованная Земля: передний край. Там они могут отомстить немцам за женщин, за стариков, за детей». Илья Эренбург

Правая часть зала рассказывает об участии евреев в промышленности и непосредственно в военных действиях. Ландшафт под трёхчастным экраном показывает смену времён года. В левом крыле зала – свидетельства Холокоста и вооруженного сопротивления на оккупированных нацистами землях.

По залу расставлены аудиостойки с песнями и стихами военных лет, включая запись чтения «Бабьего Яра» Евгением Евтушенко. Также одна из стоек транслирует одноимённую симфонию Дмитрия Шостаковича. Представленные в экспозиции личные письма и истории показывают, как преломляются исторические события в судьбах отдельных людей.

В тишине зала памяти звучат имена погибших во время Второй мировой войны и Холокоста. В комнате установлены два монитора с доступом в базы музея «Яд Вашем» в Иерусалиме, Обобщённого банка данных «Мемориал» и «Подвиг народа». Каждый может зажечь свечу в память о погибших.

Послевоенный период: от катастрофы к возрождению

1946 – 1984 гг.

«… Для нашего еврейского поколения… После Шестидневной войны мир изменился, он стал другим: в мире появился новый центр, новый стержень нашей жизни — Израиль».
Эльазар Йосефи

40 послевоенных лет — время несбывшихся надежд. После сталинских антисемитских кампаний многие евреи, до того лояльные по отношению к советской власти, почувствовали себя обманутыми. Погрузиться в мрачную атмосферу того времени позволит особая организация пространства, переносящая посетителей в камеры Лубянской тюрьмы. Когда на советских евреев обрушиваются «Дело врачей», доклад Жданова, расстрел антифашистского комитета, на другом конце земного шара создаётся государство Израиль, обещающее стать домом для всех евреев.

Затем посетитель попадает в типичную советскую квартиру 70-х годов. Жители этой квартиры, возможно, никогда бы не осознали себя евреями, если бы им об этом не напомнили, например, соседи по коммуналке. Они ведут привычный образ жизни: слушают «Голос Америки», читают Шолом-Алейхема, рассказывают анекдоты на кухне и ждут посылки от эмигрировавших родственников.

Третья инсталляция показывает совсем других советских евреев — меньшинство, которое, вопреки официальной идеологии, хотело вернуться к своим корням: выучить иврит, познакомиться с национальной культурой. Такие занятия проходили, естественно, в условиях конспирации. Многие из тех, кто хотел эмигрировать, становились отказниками. О том, как это было, рассказывают герои фильма «Голоса в лесу».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий