Традиции и обычаи праздника
Одной из главных традиций у женщин считалась традиция громко поплакать утром. Считалась, что плачь отгонит от дома и семьи все невзгоды, беды, болезни и горести. Плакали и для того, чтобы немного пожалеть себя, если говорить современным языком «выпустить пар». Ну а если поводов для плача не было, то плакали о жизни близких людей, друзей, соседей. Даже была поговорка такая: «Кто слезы утром рано проливает, тот всю семью от горести оберегает». В этот день также вспоминали, что надеяться нужно на добро, но и быть готовым к худу. Плач является своеобразным символом страдании Софии по своим детям. Со слезами выходят все беды, переживания, успокаиваются нервы.
Когда плач прекращался молодые люди устраивали так называемые «деревенские святцы», на них было принято присматриваться ко второй половинке.
Замужним женщинам положено было идти в церковь с тремя свечами. Две свечки ставили пред иконой Иисуса Христа. Третью свечу нужно было в полночь вставить в каравай и прочитать слова о спокойствии целых 40 раз. На утро кусочки каравая раздавали всем членам семьи. Считалось, что этот каравай могут попробовать только члены семьи и никто другой посторонний. Их или съедали, или отдавали домашним животным. Такой обряд должен принести в семейный дом спокойствие, тепло, уют, должны уйти все раздоры, проблемы, болезни.
Принято также в церкви обращаться к иконе трех святых мучениц, просить у них сил для укрепления веры, здоровья, благополучия, любви. У великомученицы Софии просят здоровья для больного ребенка, молятся также об избавлении от женских заболеваний, просят о зачатии ребенка, молятся также о тяжелых утратах.
В целом, этот день принято проводить в кругу самых близких людей, обмениваться хорошими новостями, играть с детьми, угощать их разными сладостями
Детям уделяется повышенное внимание, особенно девочкам.
История памятной даты
История возникновения этой памятной даты тянется еще со II века. В это время власть имел император Адриан. Это было время гонения христиан, притеснения их веры, взглядов. Вдова София и ее три дочери жили в Риме, куда они переехали из Милана. Семья жила у богатой женщины, которую звали Фессамния. Семья Софии была очень верующей и слухи об их семье распространились по всей Италии. София вместе со своими детьми была верна Христу и не собиралась предавать эту веру. Тогда император приказал предстать семье перед ним и буквально устроил им допрос. Стоит отметить, что девочкам на тот момент было 12, 10 и 9 лет. Император приказал Софии и ее дочерям отречься от своей веры и уверовать в язычество. Но смелые маленькие христианки не подчинились, оставаясь верны Христу, они также отказались от жертвоприношения языческим божествам. Адриан разозлился на девочек, осознавая при этом, что они очень тверды в своих убеждениях.
Тогда злой император Адриан приказал разлучить мать с дочерьми и подвергнуть их пыткам. София должна была наблюдать за мучениями девочек, их казнили буквально на глазах у матери, девочки были обезглавлены. Издеваться начали со старшей сестры Веры. Во время пыток она даже не пискнула. Младшие девочки видели страдания Веры и точно также не проронив ни звука, ни слова мужественно терпели все издевательства. Это были жестокие пытки. Император наблюдал, как дети терпели пытки и не сдавались. Софию же пыткам не придавали, видя, что она не сломится ни при каких обстоятельствах.
Детей помогли похоронить такие же верующие люди, как и сама София. Она два дня не покидала могил девочек, а на третий скончалась и сама. Софию похоронили рядом с детьми.
София и три ее девочки были возведены церковью в лик святых. Мощи сестричек и их матери находятся в церкви Эшо, в Эльзасе. Но об этом немного позже.
Добавим, что изначально девочек звали Элпис, Пистис, Агапэ, эти имена были переведены. Имя же их матери «Мудрость» осталось без перевода.
В 2017 году дата почитания сестер и их матери выпадает на 30 сентября. Считается, что девочки, которые родились в этот день должны быть названы одним из имен сестер или именем их матери. В день Ангела, женщина должна также почитать святых сестер и Софию.
История Веры, Любви, Надежды и их матери
Интересно, что упоминаются три «сестры» в послании Коринфянам апостола Павла. Что касается истории праздника, то о нем рассказывает церковное предание. Оно относится к первой трети 2 века, когда шли гонения на христиан. Тогда уже были убиты все апостолы и христиане преследовались. София была обычной христианкой, которая воспитывала своих дочерей в духе божьей любви. У власти тогда был император Адриан и он узнал о Софии с дочками.
Глава империи пожелал лично побеседовать с семейством. София смело рассказала ему о своей вере в единого Бога, но это не впечатлило императора. Он приказал отдать женщину и детей к языческим жрецам на перевоспитание, но и это не помогло, так как от своей веры семья не отреклась. Тогда Адриан сказал, чтобы София принесла жертву богам, но та не стала этого делать.
В тот момент разгневанный монарх пригрозил матери, что детей ее будут пытать, но она не пошла на уступки. Три девочки, старшей из которых было 12 лет отдали палачам. Те пытали девочек, а после казнили. Затем матери отдали истерзанные тела детей и она отнесла их на могилу. Там она два дня проплакала, а после ее забрал Господь, чтобы она была на небесах со своими детьми.
По преданию дети также остались верны Христу. Каждый сам для себя решает верить этой истории или нет, но подобных задокументированных историй в Древнем Риме было много.
Интересные факты
Мощи святых в 15 веке по решению Папы Римского были перевезены на Марсово поле в церковь, это была церковь, названная в честь святого Сильвестра, а часть их передали монастырю.
Уже в 777 году останки были перевезены в Эшо, женский монастырь, расположенный во Франции. Очень много паломников приезжали, чтобы побыть рядом с останками святых. Рядом с монастырем даже была построена огромная гостиница для приезжающих. Но во время революции это место было разгромлено, а мощи выкрали. Как известно на сегодня, монахини забрали и спрятали мощи на кладбище монастыря, но местонахождение их до сих пор неизвестно.
Этому дню посвящено множество стихотворений, песен, а также различных полотен.
История праздника
Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь.
Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать.
Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры.
Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам.
Но девочки с негодованием отвергли его приказ. «У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку.
Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.
«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.
Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову.
Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы.
На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее много-страдальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.
Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет.
Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.
Традиции на День Веры, Надежды, Любови и Софии
Для средневековых славян этот день был праздником всех женщин – не только носивших имена святых, которым посвящался день. День начинался с бабьего плача и причитаний – так славянки избавлялись от накопившегося за год эмоционального напряжения. Женщины собирались компаниями, жаловались друг другу на нелегкую долю, делились переживаниями, планами и мечтами. К тому же, плачем в этот день крестьянки отдавали дань материнскому горю святой Софии, надеясь, что она защитит их семьи от бед, страданий и болезней. Главным блюдом на праздничном столе была «именная» выпечка: кренделя, булочки и пироги с выпеченными сверху, или по бокам именами София, Вера, Надежда, или Любовь.
Вечером накануне праздника женщины шли в церковь, ставили перед службой три свечи – две оставляли в храме, третью – брали домой. В полночь хозяйка устанавливала эту свечу центр свежеиспеченного хлеба и 40 раз читала над ним молитву о мире и благополучии в доме. Утром этот хлеб раздавался по кусочку всем домочадцам. А вот домашняя работа 30 сентября была под строжайшим запретом. Даже рукоделие следовало отложить до завтрашнего дня. Зато вечером устраивались гуляния для молодежи – часто на таких вечеринках парни и девушки договаривались о будущей свадьбе. Ее, как правило, приурочивали к Покрову. Празднование Бабьих именин обычно длилось три дня.
Происхождение мучениц
Во втором веке Нашей эры в городе Риме жила одна благочестивая вдова. Звали ее София, что значит «Божия премудрость». Своих трех дочек она назвала именами христианских добродетелей и воспитала в вере.
В те времена правил нечестивый император Адриан. Он устроил гонение на христиан. Когда ему донесли, что знатная вдова воспитала дочерей в христианстве, он послал гонцов с целью привести их во дворец. Император приказал девочкам поклониться языческой богине Диане. Но они отказались это сделать, исповедав свою веру в Единого Бога.
Тогда он велел одной язычнице «вразумить» непослушных девчонок. Некоторое время они слушали, что говорила им женщина, но не принимали ее слова к сердцу. Тогда император снова позвал их к себе. Он обещал им большие богатства и почести, если они отрекутся от Христа. Но мужественные девочки отказались, пожелав лучше принять смерть, чем поклониться языческим богам.
Императору было жалко губить столь юных созданий, и он
уговаривал их до последнего. Но они были тверды в своем убеждении.
Традиции и обряды на День Веры, Надежды и Любови
Главные традиции 30 сентября – Плач (избавление от горестей), «деревенские святцы» (поиск вторых половинок), заговор о покое в семье со свечами и караваем.
– На Руси в этот день праздновали свои именины многие девушки и женщины, ведь эти четыре имени были очень популярны в народе. Поэтому со временем начали отмечать большой праздник — Вселенские бабьи именины. С ним поздравляли всех женщин. Именины обычно праздновали три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели — веру, надежду и любовь.
– Традиционно в этот день все без исключения женщины громко плакали, тем самым избавляя себя и свои семьи от горестей, печали и бед. То есть, с одной стороны, плач напоминал о страданиях Софии, потерявшей троих дочерей, но с другой – в этом обряде был и свой тонкий расчет. В России христианские обычаи часто переплетались с языческими, поэтому даже из акта поминовения святых мучениц родился самобытный ритуал.
– В народе считается, что если 30 сентября оплакать всех своих близких и свою собственную долю, то в течение года ничего плохого не случится. То есть, с одной стороны, плач напоминал о страданиях Софьи, потерявшей троих дочерей, но с другой – в этом обряде был и свой тонкий расчет. В России христианские обычаи часто переплетаются с языческими, поэтому даже из акта поминовения святых мучениц родился самобытный ритуал.
– По сохранившимся с дохристианских времен традициям, 30 сентября в селах устраивались «деревенские святцы». Молодежь собиралась на «вечерины», лелея надежду «себя показать да высмотреть, кто падет на ум, на душу». А те девушки, в сердцах которых уже горел огонь любви, причитали, чтобы ответному чувству суженого «не было конца веку», чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила». И берегли в себе веру, что всё так и сбудется.
– Замужние женщины в этот день покупали три свечи. Две из них сразу же ставили в храме (церкви) перед иконой Христа. Последнюю с наступлением полуночи вставляли в каравай, который стоял на столе, и читали 40 раз без остановки желанные слова о покое в семье. Утром этим караваем женщина должна была накормить всю семью. Если оставались крошки, необходимо было их сберечь и не выбрасывать.
Мучения девочек
В то время старшей Вере было всего двенадцать лет, Надежда
была младше своей сестры на два года. А младшая Любовь была совсем маленькая,
ей было девять лет.
Но, несмотря на такой юный возраст, сестры оказались мудрее
и отважнее, чем некоторые взрослые. Они знали, что их ждет в случае исповедания
веры, но стояли твердо на своем.
Разгневанный император решил начать пытки со старшей сестры. Другие девочки и мать стояли тут же и наблюдали ее мучения. Он надеялся, что они под впечатлением испугаются и отрекутся от своей веры. Но он ошибался.
Вера
Веру начали нещадно бить металлическими прутьями, так что плоть ее кусками падала на землю. Потом ее положили на раскаленную решетку и жгли раны. Затем бросили в кипящий котел. Все эти мучения не смогли заставить юную христианку отречься от веры. Потом ей отрезали груди, из них хлынуло молоко вместо крови.
Видя, что мучения не приносят желаемого результата, император велел отрубить ей голову. Вера говорила, что с радостью умрет за Своего Спасителя. Мать, видя мучения дочери, не только не пала духом, она радовалась за нее и уговаривала остальных дочерей подражать ей и крепиться духом. «Совсем немного и вы окажетесь рядом с Нашим Господом».
Надежда
После убиения Веры, мучитель призвал среднюю сестру. Надежда
смело и радостно вступила на порог мучений. Так же как и сестра, она отказалась
принести жертву идолам, и ее стали мучить. Ее тоже били палками, бросали в
горящий котел, но она не проронила ни слова. Затем ее тоже обезглавили.
Любовь
Настала очередь маленькой Любови. Мать, как могла, укрепляла
ее словами, уговаривая посмотреть на тела замученных сестер, что они уже
наслаждаются в раю. Жестокий мучитель подверг девочку еще большим пыткам. Ее
тело привязали к колесу и били палками. От крови земля быстро обагрилась. Но
маленькая мученица молчала. Тогда ее бросили в горящую печь, но огонь не
повредил ей, а пламя, вырвавшись наружу, опалило ее мучителей. После этого
девочке отрубили голову.
Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии
Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.
Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софииглас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софииглас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Кондак мучениц глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Кстати, необычный случай, связанный с этим праздником, произошел в Твери. В начале 90-х Ирина Лутай ждала мальчиков — но на свет неожиданно для всех появились дочки (см. фото выше). Когда Ирина немного пришла в себя, то поняла, что это — судьба, ведь родились сразу три девочки, и родились они 27 сентября, накануне дня почитания святых Веры, Надежды и Любови.
Так девочек и назвали. А через год, как раз в праздник 30 сентября, окрестили с этими именами.
Батюшка был в сильнейшем изумлении — ведь надо же так, три девчушки и родились рядом с такой датой.
Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2021: где почитаются святые
С почитанием этих святых связан храм святого Трофима в Эшо, недалеко от Страсбурга во Франции. Сюда в 777 году из Рима были перенесены мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Монастырь в Эшо с тех пор стал называться аббатством святой Софии. А сама деревня Эшо возле аббатства стала разросшейся «гостиницей» для паломников, которые в великом множестве приходили в эти места в средневековье.
В 1792 году, после Французской революции, монастырь был закрыт, здания распроданы с аукциона, а святые мощи уничтожены революционерами. Однако в конце XIX века началось восстановление храма, а в 1938 году из Рима в Эшо были привезены две новые частицы мощей святой Софии. С тех пор в Эшо ежегодно день святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается с большим размахом.
Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября
Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.
Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:
Дни Ангела для Веры: 26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря, 31 декабря.
Дни Ангела для Надежды: 14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.
День Ангела для Любови: 30 сентября.
Дни Ангела для Софии: 28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.
Значение и история праздника
Во II веке в Римской империи жила одинокая женщина с именем София, она была вдовой. У нее подрастали 3 дочки: Надежда, Вера и Любовь. Они были названы в честь добродетелей христиан. София воспитывала детей с любовью и уважению к Богу.
Император, который правил в Риме, заинтересовался праведной семьей и велел привести женщину и девушек к себе во дворец. Владыка долго допрашивал христианок, почему они исповедуют свою веру, и убеждал их отречься от Бога.
София и ее дочки оставались непреклонны, поскольку их вера была сильной. Тогда император приказал женщине и девочкам пойти к одной язычнице, та должна была разубедить их, но ничего не вышло.
Император пришел в бешенство от непокорности христианок и в гневе вновь приказал, чтобы они стали служительницами у языческих богов и принесли им жертву. На что последовал отказ. Гнев владыки стал еще больше, и он заставил солдат истязать девочек. Христианки были подвержены страшным пыткам, их замучили до смерти. На момент наказания самой младшей девочке с именем Любовь было всего 9 лет, Надежде исполнилось 10, а Вера была самой старшей, ей было 12 лет.
София не могла прийти в себя после гибели дочерей и жила на их могиле. Через три дня к ней явился Господь и забрал ее душу с собой на небеса. За все страдания мать Софию и ее детей причислили к лику святых. Их мощи до сих пор находятся в Эльзасе, в одной из местных церквей.
По-другому этот праздник называют женским днем. Он знаменует материнское начало каждой женщины, призывает защищать слабых, и прощать старые обиды и злодеяния.
Что можно, а что нельзя на День Веры, Надежды и Любови
Как и на большинство сентябрьских праздников, смотрели за птицами. Стаи журавлей в небе предвещали холодный октябрь и раннее наступление зимних холодов. Если на горизонте, напротив, не видно ни одного журавля – зима придет поздно и, скорее всего, будет мягкой. Благоприятной приметой была гроза на Бабьи именины – она обещала продолжительную и теплую осень. А ежели гроза сопровождалась обильным дождем – славяне ожидали в будущем году раннюю и погожую весну.
На Веру, Любовь и Надежду с деревьев убирали последние яблоки – с октября их считали уже перезревшими. Много примет 30 сентября было связано с лесными обитателями. Наблюдали за белками – если зверек к этому дню уже сменил шубку на белую – зима наступит скоро и будет морозной. Особенно крепких заморозков ждали, если грызун начал линять снизу в верх. Ежик вырыл нору среди лесной поляны – значит, предчувствует подступающие холода. Зяблик пролетел над головой – тепло скоро сменится стужей.
Погожий, ясный день обещал рыбакам богатый улов. Праздник считался идеальным временем для смотрин и знакомства молодых – но свадеб на Бабьи именины никогда не играли. Праздник отличался еще и тем, что отдыхали от домашних дел сегодня только женщины – их повседневные дела 30 сентября должны были взять на себя мужчины. Если хозяин дома выполняет в Бабьи именины женскую работу – значит, весь год семью не покинет мир, лад и благополучие.
Гонения на христиан
В это время во главе римлян стоял Адриан, проповедовавший язычество, суть которого заключалась в поклонении множеству различных богов. Язычество было главной религией в стране, а христианство было под запретом, потому что власти Рима боялись, что новое учение разрушит их привычные традиции. К тому же христианские идеи смирения и простоты, знать, погрязшая в роскоши и разврате, не могла принять.
Однако новая вера всё же стала распространяться среди низших слоёв народа. И этот факт сыграл негативную роль в отношении аристократии к новой религии – знать презрительно относилась к низшим слоям общества, а рабов вообще считала «говорящей вещью», поэтому эту религию стала считать «религией рабов». Кроме того, рабов в Риме было принято казнить распятием на кресте – и эта смерть считалась позорной. Отсюда ещё одна причина неприятия верхами христианской религии.
Первые христиане в Римской империи тайно собирались в глухих местах, чтобы совершить обряд и помолиться. На них начались гонения. Самое удивительное, что причиной этих гонений стало то, что христиане, якобы, были человеконенавистниками.
Современным людям это сложно понять, ведь в наше время христианство соотносится с состраданием и милосердием. Но для изнеженной и развращённой римской знати, проводившей время в бесконечных пирах и развлечениях, идеи христианства, которое призывало ненавидеть грех и зло в человеке и бороться с ними, считались дикостью.
Произошла ли история о мученицах на самом деле?
Современные исследователи сходятся во мнении, что история эта во многом легендарна, хотя в те времена, когда христианство еще не стало государственной религией, в Римской империи правители действительно подвергали христиан очень жестоким гонениям. И в первые века погибло немало семей с детьми, которые не захотели отречься от своей веры.
Но о жизни христиан первых веков известно слишком мало подробностей. Сохранились лишь так называемые мученические акты (acta martyrum), – официальные протоколы судов над христианскими мучениками, не содержащие подробностей, касающихся их биографий или самого процесса суда. Поэтому литературные жития первых христианских мучеников – это, скорее, легенды: пример того, как история мучеников жила в церковном предании, постепенно обогащаясь новыми не столько фактическими, сколько духовно-символическими деталями. О том, какие важные смыслы несет в себе этот праздник, рассказала в интервью корреспонденту «МИР 24» доктор филологических наук, теолог, ученый секретарь Свято-Филаретовского православного института Юлия Балакшина.
Самая популярная версия истории о подвиге мучениц дошла до нас в «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского, памятнике конца XVII века. Нам известно, что София родилась в Милане, а потом переехала в Рим. «Безусловно, что факт мученической смерти девочек и их матери был, – говорит эксперт. – Скорее всего, от них потребовали отречения от Христа и принесения жертвы официально признанным богам Римской империи. За отказ их действительно казнили. Но развернутый рассказ о том, как именно мать и девочек допрашивали и казнили – это не документированная история, а христианское предание».