Коллекция старинных игр или “Во что играли наши прабабушки”

Катание по шестам

Зимняя забава, которая ранее пользовалась популярностью в российских губерниях. На склоне горы под уклоном на расстоянии одного метра кладут парочку ровных жердей длиной от пятнадцати до двадцати метров. В результате получаются оригинальные рельсы, по которым можно кататься.

Шесты несколько раз поливают водой, чтобы они промерзли и стали скользкими. Чтобы протестировать подобное сооружение требовалось подобрать напарника, подходящего по росту и весу.

Они размещаются на шестах лицом друг к другу, придерживаясь за талию или плечи

Чтобы от души покататься, важно уметь держать равновесие и проявить ловкость

Я знаю пять имён

Правила игры
Ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем.
Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю, приговаривая:
– Я знаю пять имен девочек. Аня -раз, Катя – два, Поля – три, Маша – четыре, Настя – пять.
Игрок должен соблюдать ритм ударов, произнося при одном ударе по мячу одно слово.
Если игрок справился с задачей он переходит к следующей теме, заранее определенной, например:
– Я знаю пять имен мальчиков (названий городов, животных, насекомых, птиц, стран, городов и т.д)
Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику.
Тот начинает сначала:
– Я знаю пять имен девочек
Для усложнения игры можно ввести условия, что имена не должны повторяться. Когда мяч, сделав круг, вернется к первому игроку, он начинает с той темы, на которой он остановился.
Игра длится до тех пор, пока всем не надоест.
Победителем считается тот, кто успел охватить максимальное количество тем

Старинные ролевые игры

Для ролевых игр в качестве реквизита можно использовать отдельные элементы одежды, например, кепка для «Деда» или передник для «Бабки».

«Репка» (русская)

  • Возраст игроков: от 4 лет и старше.
  • Количество участников: 6 игрока.
  • Участие взрослого: не требуется.

Условия:

  1. Участники обхватывают друг друга за пояс. «Бабка» стоит первой, и она хватается за столб.
  2. «Дед» тянет последнего участника, «мышку», стараясь за минуту оторвать её от других. Так продолжается до тех пор, пока «дед» не «оторвёт» всех участников друг от друга или «бабку» от дерева. В этом случае участник-дед победил.

«Гуси-лебеди» (русская)

  • Возраст игроков: от 3 лет и старше.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: по желанию.

Условия:

  1. Определяют 2 «волков» и «вожака» «гусей».
  2. «Вожак» занимает одну сторону игровой площадки, «гуси» – противоположную. «Волки» прячутся.
  3. «Вожак» медленно прогуливается, когда видит волка, начинает хлопать руками-«крыльями» и разыгрывает с «гусями» такой диалог: — Гуси-лебеди, домой! — Зачем? — Бегите, летите домой — серые волки за горой. — А что им нужно? — Гусей щипать.
  4. «Гуси» бросаются врассыпную по площадке, стремясь добежать до «вожака».
  5. «Гусь» выбывает, если его поймал «волк». Если «гусь» добежал до «вожака», он в безопасности. Игра идёт до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей», или пока птицы не спрячутся за «вожаком».

Для малышей роли вожака и волка в игре «Гуси-лебеди» могут исполнять взрослые

«Пузырь» (русская)

  • Возраст игроков: от 2 до 6 лет.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: взрослый выполняет функцию водящего.

Условия:

  1. Дети и взрослый берутся за руки, становятся в хоровод.
  2. Проговаривают слова: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!» И одновременно расходятся в стороны, не размыкая рук.
  3. Водящий говорит: «Лопнул пузырь», и дети присаживаются (или сходятся у центра со звуком «ш-ш-ш»).

Игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка: умственному, физическому, эмоциональному. Старинные народные игры обладают мощным потенциалом для реализации дидактических и воспитательных целей. К тому же тематика и материал большинства из них не теряет своей актуальности и для современных ребят.

Мастер-классы

Всё большую популярность набирает интерактивный формат развлечений для гостей – творческие мастер-классы. Самостоятельно создавать нечто красивое увлекательно, творческий процесс помогает гостям познакомиться, к тому же результат мастер-класса каждый может забрать в качестве сувенира и памяти о вашем дне.

организатор EVENT DESIGN

мастер-класс по чеканке монет на свадьбе ЧЕКАНКА МОНЕТ
организатор FARFOR

Какой мастер-класс выбрать для своей свадьбы? Вариантов масса, выбирайте то, что понравится большинству гостей и поддержит концепцию вашего праздника:

  • КУЛИНАРИЯ: приготовление блюда от шеф-повара, пиццы, суши и роллов, роспись печенья и пряников, декор тортиков и капкейков, изготовление ПП-конфет и шоколада ручной работы, кейк-попсов, мороженого, смешивание коктейлей;
  • ЛАТТЕ-АРТ – создание рисунков на кофейной пенке;
  • создание КОСМЕТИКИ: фигурного мыла, бальзама для губ, скрабов для тела, шипучих бомбочек для ванны;
  • смешивание собственного ПАРФЮМА;
  • АРОМАТИЧЕСКИЕ САШЕ из засушенных трав, цветов и фруктов;
  • ФЛОРИСТИКА: букеты, икебаны, флорариумы, цветочные браслеты и венки;
  • изготовление ароматических и гелевых СВЕЧЕЙ;
  • СКРАПБУКИНГ – создание открыток, декорирование альбомов;
  • РИСОВАНИЕ: акварелью, маслом, пастелью, вином или кофе;
  • РОСПИСЬ ХНОЙ (мехенди);
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ: по дереву, стеклу, керамике, текстилю (футболки, сумки-шоперы, зонтики и др.);
  • создание УКРАШЕНИЙ: брошей, серёг, браслетов, ободков, заколок для волос;
  • МУЖСКИЕ мастер-классы: скрутка сигар, ковка памятных монет и т.д.

5

Салки

Правила игры
По жребию или по считалке выбирают одного водящего. Затем устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит, тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я – осален!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.
Колдунчики
(эта игра – разновидность салок)
Участники убегают от водящего. Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него – осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего – не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков – бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Игра «Балтени» (латышская)

Для такой подвижной игры народов мира для детей лучше выбрать летнее время. Местом проведения может стать парк или полянка. Все игроки ложатся лицом вниз на травку и закрывают глаза. Водящий закидывает балтени (биту) как можно дальше в заросли травы или кусты. По его сигналу участники бегут искать предмет. Тот, кто его первым отыщет, становится водящим.

Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

Стол украшают гости, а дом – дети.

Тот не умирает, кто детей не покидает.

Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

— Л.Н. Толстой

Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

Дайте детству созреть в детях.

Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

— М. Горький

Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Детские игры древности

Познание мира начинается с игры. То, во что играют дети, и то, как они играют – говорит, какие из них вырастут взрослые. Выражение “Дети – это настоящие люди, а взрослые – то, что от них осталось”, напоминает нам о том, что надо продолжать играть и тогда, когда станем взрослыми, и не останавливаться. Это полезно, и, к тому же, делает нас лучше.

Игры славянских детей хранят старину и глубоко традиционны. В них, словами и жестами, действиями и эмоциями, сохранено живое и вечное. Все они из далёкой древности. Они передают веру в существование души и духов, веру в одушевлённость всей природы и тотемизма, неистощимого многообразия мира, природного и человеческого единения.

В старые времена, когда и горожане, и селяне жили примерно в одинаковых условиях, игры были похожи. Героями этих игр были, прежде всего, животные – кони, медведи, волки и лисы, барашки и козы, птицы (гуси, ласточки, жаворонки, перепёлки, воробьи, куры и петухи, утки, журавли). Всё, что окружало ребятишек, перекочёвывало в их игровой мир.

Всего же существует несколько видов детских традиционных игр. Некоторые до сих пор пользуются популярностью у детей.

Пальчиковые игры – для самых маленьких (“Сорока-сорока”, “Киселёк”, “Коза рогатая”) – самые древние. Такие игры способствует развитию мелкой моторики и общему физическому развитию малыша. А все потому, что на ладошках расположены активные точки, которые оказывают воздействие на весь организм.Хороводные игры для юношества произрастают из языческих корней, со времён, когда хоровод, танок, вьюн, считался непременным атрибутом весенне-летнего обряда. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стёрся, но хороводы остались. Это “Ручеёк”, “Лён”, “Лебедь”. Дети также играли в игры, похожие на элементы свадебного обряда и других обрядов вообще – умыкания невесты, хождения в рожь, в лён, вождение колоска, отпирание земли, закличек и прочих.

Популярны и любимы игры с похищением, воеванием, утаскиванием. Это “Гуси-лебеди”, “Волк и гуси”, “Крыночка” и множество других.

Орнаментальные игры чётко обрисовывали движение детей. Под песню или мелодию они должны были двигаться определённым образом. В самой игре было начало, кульминация и конец: своего рода маленький спектакль, но очень чёткий и сформированный, оторваться от обычая самой игры было нельзя. Правила – незыблемы, участники распределяются безоговорочно и исполняют только собственные роли. Таковы “Заря-заряница”, “Застенком”.Состязательные игры, особо любимые мальчиками, направлены на силовой результат, выносливость, ловкость, смелость и внимательность. Здесь немаловажна поддержка друзей и взаимовыручка. Таковы сами эти игры: “Лапта”, “Городки”, “Чехарда” и другие.

Что же осталось в наше время от древних игр наших маленьких предков? Пусть только для самых маленьких, но всё же любопытных современников остались “Салки-ловишки” всевозможных видов (“Салки-приседалки”, “Колдунчики”, “Пристеночки”), “Прятки”. Поистине бессмертная игра всех, без исключения, детей – “Казаки-разбойники” в десятках вариантов, “Двенадцать палочек”, “Лунки”, “Ножички”, “Волк во рву”, “Гуси-лебеди и волк”, “Колечко”, “На златом крыльце сидели”, “Шёл козёл по лесу”. Кстати, в игру “Классы”, раньше играли только мальчики. Вот лишь несколько забавных и подвижных игр для маленьких славян.

Игра «Заря-заряница»

Забава «Вишенка»

Игра пользовалась популярностью у парней и девушек на выданье. Они встают плечом к плечу в два ряда, размещаясь от соседа на расстоянии вытянутой руки. Игроки вытягивают вперед ладонь на уровне чуть выше пояса. Чтобы добиться лучшего соединения, руки сцепляют в замок. Получается своеобразный коридор.

Доброволец он же вишенка, разбегается и прыгает на руки в начало оригинального «построения». Главная задача игроков, донести «ягодку» до конца «туннеля». При этом вишенка вытягивает вперед руки, ноги держит вместе.

Люди, сформировавшие «мост», слегка приседают и с задорным криком «Ээээ-х» подбрасывают добровольца вверх и «несут» по коридору. Главная задача вишенки, побольше разбежаться и подальше полететь. Остальное сделают товарищи, они добросят игрока до барышни, которую нужно поцеловать.

Краски

Подвижное и веселое развлечение. Выбирают двух игроков. Одному достается роль «монаха», второму – продавца. Участники выстраиваются в шеренгу, а торговец шепотом называет им любой цвет. Затем происходит такой парадоксальный диалог:

Монах посещает магазин, где продают краски и говорит продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

«Покупатель» называет цвета (например, оранжевый). В случае, если подобный оттенок отсутствует, продавец отвечает:

— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается поручение: пройтись уточкой или поскакать на одной ноге. Если, нужный цвет есть, то продавец отвечает:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Десять рублей

Монах хлопает торговца по ладошке десять раз. После того как прозвучит последний хлопок, «краска» встает и бежит. Если монах сможет его поймать, то сам превращается в краску.

Виды игр

Старинные игры принято делить на три большие группы: дидактические (настольные), подвижные (в том числе хороводные) и театрализованные (ролевые, обычно по мотивам народных сказок). Эту классификацию можно расширить важными параметрами, выделив, например:

  • игры с участием взрослого или без него;
  • игры для разного количества игроков (к примеру, для пары или для 3–4 ребят);
  • игры с определённым реквизитом, например, марблс;
  • игры разных народов.

Приняв во внимание все эти характеристики, составим подборку самых интересных старинных игр

Старинные игры являются важной частью культурного наследия, поэтому знакомство с ними имеет ключевое значение для изучения истории страны и мира

Вышибалы

Правила игры.
Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Играющие разбиваются на две команды.
Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда.
Задача вторых – не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь. Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя шесть раз. Если мяч отскакивал от земли и попадал в игрока, это не считалось. Место выбитых игроков занимали другие члены команды. Когда выбивали всех – команды менялись местами.

Хали-хало

Правила игры
Для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит “Хали-хало”, подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.
Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит “Стоп”. Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги.
Виды шагов в игре хали-хало:
Гигантские – самые большие шаги, на всю ширину.
Нормальные – обычный детский шаг.
Лилипутские – очень маленькие шажочки.
Лягушачьи – в прыжках на корточках.
Зонтики – ребенок кружиться в сторону водящего.
Кирпичи – шаг пятку к носку.
Верблюжьи – шаг и плевок (главное в водящего не попасть).
Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо – то игрок становится водящим и игра продолжается.

Кис-Брысь-Мяу

Правила игры
Для игры нужно примерно одинаковое соотношение игроков разного пола. Игроки садятся на скамейку. Двое участников, ведущий и один из игроков, становятся перед скамейкой спиной друг к другу (ведущий лицом к игрокам, игрок – спиной).
Ведущий показывает глазами (или незаметно пальцем) на кого-нибудь из игроков и спрашивает “кис?”.
Если игрок говорит “брысь”, то тот продолжает выбирать.
Если игрок говорит “мяу”, то у этого игрока спрашивают “какой цвет?”.
Игрок называл цвет и выполнял задание, которое соответствовало выбранному цвету.
Значения цветов были такими:
Белый – означал “пять минут наедине”. Т.е. мальчик и девочка уходили и уединялись на 10 минут так, чтобы никто из компании их не видел.
Зеленый – три вопроса на “да”. Вопросы задавались любые, а вот ответить игрок мог только “да”. Причем вопросы задавались каверзные, типа “Ты его любишь”? Отвечающий краснел и запинался, а ничего другого сказать не имел права. Вся компания веселилась от подобных диалогов:)
Красный – означал поцелуй в губки. Использовался цвет очень редко.
Розовый – поцелуй в щечку. С ним проще, его использовали часто.
Желтый – три вопроса наедине (спрашивать можно было все что угодно и не ответить игрок не имел права). Конечно, все задавали вопросы “с подковырками” и частенько ну очень личные, но ответы как правило держались втайне.
Оранжевый – пройтись под ручку определённый маршрут.
Синий – поцелуй ручки.
Фиолетовый – три мелкие пакости (скажем, дернуть за косичку, наступить на ногу, отобрать заколку). Тоже пред всей честной компанией.

Бабки

Игра получила распространение еще в шестом веке. Пользовалась большой популярностью. Для забавы требовались «бабки» – это предварительно обработанные кости суставов овец или свиней. Чаще всего славяне предпочитали использовать коровьи «фишки», поскольку они отличались большим размером и в них было легче попасть с любой дистанции.

Каждый игрок имел собственную биту и от трёх до десяти бабок. Для биты брали самую большую и увесистую кость, внутреннюю полость которой заливали свинцом. Разновидностей забавы было множество. Давайте рассмотрим одну из форм игры.

На ровной поверхности выставляют по гнезду на битку. Затем определяют примерную дистанцию – коны. Кому достанется право первого удара решает жребий. Игроки становятся на черте и по старшинству бьют. Если бабки, стоящие на кону, упадут, их забирают себе.

В игре принимало участие от двух до десяти детей

Забава помогала развивать скорость, силу и внимание

Кто я?

Каждому участнику на лоб приклеивается стикер (для этого используется обычный скотч). На нем пишется любое существительное. Можно даже предварительно договориться о том, чтобы писать имена каких-то известных людей или названия животных. Слова придумывает ведущий (заранее), или же их пишут сами игроки друг для друга. Получается, что человек не видит того, что написано у него на лбу, но видит то, что указано у других.

Затем все участники по очереди должны угадать, что за слово написано у них на стикере. Для этого нужно задавать остальным игрокам наводящие вопросы. Например, если речь идет об известных личностях, они могут выглядеть так:

  • «я мужчина/женщина?»,
  • «я актер, писатель, исполнитель…?»,
  • «я женат?» и т. д.

Суть заключается в том, чтобы задать как можно больше вопросов и угадать свое слово.

Есть еще одна версия игры без стикеров, приклеенных на лоб. В игре могут участвовать все приглашенные гости. Каждый из них получает от ведущего листик бумаги с карандашом, и нужно написать свою отличительную черту. Например, родинка около носа или яркий шарф с указанием цвета

Важно, чтобы на основании этой детали человека можно было бы выделить из толпы

После этого все листочки складываются вчетверо и складываются в одну общую емкость. Ведущему нужно подойти к имениннику с коробкой и предложить достать записку. Опираясь на особые приметы, указанные на листе, он должен «вычислить» гостя. Те, кто выбыл из игры, могут присоединиться к самому виновнику торжества и принять участие в «опознании» других гостей.

Фанты

Кубарь

Русские народные игры и забавы сложно представить без этого развлечения. Оно появилось в десятом веке и практически никак не изменилось за прошедшие столетия. Кубарь вытесывали топором и ножом из древесного цилиндра путем стесывания нижнего основания до формы конуса.

Обязательный элемент игры – веревочка на коротенькой палке (кнут). С ее помощью «деревяшку» раскручивали до быстрого вращения. Для запуска кубаря использовали разные методики. Иногда его раскручивали в ладошках, но чаще всего останавливались на веревочке.

С помощью кнутика кубарю задавали вращательное движение, которое поддерживали хлыстом. При этом деревяшка не падала, а скакала, еще больше ускоряя темп.

Да-нет

Всеми любимая и известная игра. Играть можно как взрослым, так и детям. Для этого вновь понадобятся листки бумаги и ручки (карандаши). Можно играть поодиночке и в команде.

Именинник готовит карточки с наименованием, например, персонажей фильмов. Персонажа для самого хозяина вечера придумывают гости. Затем, каждый участник клеит стикер себе на лоб. Далее, гости по очереди начинают отгадывать своего героя. Каким образом? Задавая вопросы. Но они должны быть не общими. Вопрос должен быть конкретным, чтобы можно было ответить на него утвердительно или отрицательно.

Нельзя спрашивать: «Какого цвета у меня волосы?». Нужно так: «У меня красные волосы?», «Я реальный или вымышленный персонаж?», «Я добрый или злой?», «Мой персонаж мужчина или женщина?», «Это отечественная или зарубежная картина?»

При одинаковом количестве мужчин и женщин доступен и другой вариант игры. Участники все также с карточками на лбу. На этот раз у них на стикерах – имя одного из известной пары. Например, Анджелина Джоли и Бред Питт, Бонни и Клайд. Мужчине и женщине дается соответствующая «половинка». Участник угадывает свою звездную пару, задавая наводящие вопросы.

Например: «Мы с моей парой женаты?», «У нас есть дети?», «Мы живет в Лондоне?», «Я певица?», «Я высокая?», «Это мой первый брак?». Победители угадывают друг друга быстрее всех, задав при этом меньше всех вопросов.

Море волнуется раз..

Правила игры
Есть несколько вариантов игры.
1) Ведущий отворачивается от игроков и произносит известную считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водой.
2) После произнесения считалочки игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
3) Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

Игры народов мира для детей

Игра «Аисты» (украинская)

В игре принимают участие 6-8 детей, которые изображают аистов. Все игроки встают в общий круг, и каждый из них очерчивает вокруг себя окружность поменьше (диаметром 1 метр) – это будет «гнездо». Водящий встает в центр большого круга – «гнезда» у него нет. Когда «вода» подаст сигнал, аисты должны поднять правую ногу и так остаться стоять. Водящий тоже прыгает на одной ноге, а затем запрыгивает в чье-нибудь «гнездо». Тогда два конкурента выскакивают из «гнезда» и прыгают на одной ноге, огибая общий круг (ногу разрешается уже менять). Тот, кто первым, вернется к исходному кружку, остается в «гнезде». Опоздавший назначается водящим.

Игра «Хромая курица» (туркменская)

Игроки делятся по командам, в каждой из которых по три человека. Все участники встают вдоль линии старта. Двое крайних из каждой тройки берутся за руки, а стоящий посередине забрасывает левую ногу на их соединенные меж собой руки. Получается «хромая курица» на пяти ногах. По сигналу ведущего начинается гонка, в которой побеждает команда, которая придет к финишу раньше соперников.

Игра «Квинта» (литовская)

В такой игре разных народов для детей участвуют 5 игроков. На асфальте или земле чертится квадрат со стороной10 метров. Четыре участника становятся по четырем углам фигуры. В центре квадрата рисуется круг диаметром полтора метра – в него встает пятый человек (квинта). «Угловые» бросают в квинту мяч, а тот старается увернуться от предмета, не выходя за границы очерченного круга. Тот, кто попадает в квинту, становится на его место.

Игра «Шпень» (белорусская)

По центру поля устанавливают шпень (деревянный брусок). Рядом с ним стоит ведущий. Игроки образуют круг, у каждого в руке бита. Цель участников – с силой бросить биту так, чтобы попасть в шпень и чтобы он откатился максимально далеко от центра. Если кому-то удается это сделать, то ведущий бежит за бруском, а игроки в это время должны подобрать брошенные биты.

Когда «вода» установит шпень, он должен успеть схватить одну из бит раньше, чем это сделал ее хозяин. Если ему это не удалось, он остается ведущим в следующем круге. Замечательная игра народов мира для детей не только в деревне, но и в городских условиях (в парке, сквере). Шпень можно заменить кеглей, а биты – мячиками (так попасть по шпеню будет еще труднее).

Игра «Один в кругу» (венгерская)

Дети становятся в круг, в центре которого находится водящий. Игроки начинают перекидывать друг другу маленький мяч. Задача «воды» – перехватить игрушку. Любой ребенок может неожиданно кинуть мячик в ведущего. Если тот от мяча не увернется, игра продолжается. Если водящий поймал мяч в руки или увернулся от него, то он занимает место в кругу, а тот игрок, который бросал в него мяч становится в центр.

4.Казаки-разбойники

Правила игры
Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки).
Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать).
По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками».
По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.).
Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать.
Пойманных «разбойников» уводят в «темницу».
«Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих.
«Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего.
Цель игры: переловить всех «разбойников».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий