Конкурс “Проверка на прочность”

Как ранжируются конкурсные списки

Все претенденты на очные бюджетные места попадают в один список, независимо от того, поступают они по льготам (особым правам) или на общих основаниях.

  • Первые позиции занимают поступающие без экзаменов по результатам олимпиад.
  • За ними следуют целевики и квотники, которые прошли по своим отдельным конкурсам на выделенные для них места (минимум 10 % общего количества).
  • Следующие строчки отдают абитуриентам, поступающим просто по результатам экзаменов. Начинается (точнее, продолжается) конкурсный список набравшими наибольшую сумму баллов за ЕГЭ, ДВИ и индивидуальные достижения. Этих абитуриентов ранжируют в порядке убывания результатов сложения всех возможных оценок.

В итоге может получиться так, что все бюджетные места займут победители олимпиад и поступающие по квотам. Тогда у абитуриентов, претендовавших на поступление по ЕГЭ, остается вариант участия в конкурсе на платную или заочную учебу. Поэтому стоит подстраховаться и, если конкурсная ситуация напряженная, подать заявления еще и на альтернативные варианты обучения – заочно на бюджете (если заочка есть на специальности) или очно, но платно. Формы учебы не считаются отдельной позицией при подсчете количества поданных заявлений в одном университете или институте по обновленной формуле «5 вузов, от двух направлений в каждом».  

Шансы на поступление можно оценить сразу после того, как 27 июля вузы публикуют конкурсные списки. Если на специальности всего 10 бюджетных мест, а первые шесть-семь позиций занимают поступающие без экзаменов, еще по одной у целевиков и абитуриентов-льготников, и все они подали согласие на зачисление, то лучше сразу подыскать другой вариант, не дожидаясь приказа о зачислении поступивших на приоритетном этапе приема.

Что учитывается в конкурсе

Главный критерий отбора будущих студентов любой формы обучения на бесплатных и контрактных отделениях – это результаты ЕГЭ, которые засчитываются вместо вступительных экзаменов. Чтобы участвовать в конкурсе на поступление в вуз, на Едином госэкзамене надо набрать проходные баллы – то есть достичь результатов, достаточных для того, чтобы высшее учебное заведение приняло документы. Но это далеко не всё, на что смотрят вузы при проведении конкурса. Итак, по порядку.

ЕГЭ

Для поступления на каждую специальность вузы в своих правилах приема устанавливают определенный набор предметов, чаще всего их три, иногда учебное заведение считает нужным увидеть результаты испытаний по четырем учебным дисциплинам. Для абитуриентов творческих, спортивных, военных направлений университеты, институты и академии могут проводить еще и дополнительные экзамены творческой или профессиональной направленности (ДВИ). Их результаты оцениваются, как правило, тоже по стобалльной шкале. В конкурсе абитуриент участвует с суммой баллов, набранных на ЕГЭ, а на «непростые» специальности к ним прибавляется оценка за ДВИ.

Внутренние экзамены вузов

Абитуриенты, не сдававшие ЕГЭ (те, кто получил аттестат по итогам ГВЭ*; поступает после колледжа или на второе высшее), вместо «единого» сдают нужные предметы прямо в вузе. Учебное заведение само проверяет и оценивает работы по стобалльной системе. С этими результатами абитуриенты, не имеющие баллов за ЕГЭ, участвуют в конкурсе наравне с остальными поступающими. Конечно, если в вузе есть ДВИ, и абитуриент их сдавал, эти результаты тоже идут в общую копилку.

*В 2021 году выпускники, сдававшие ГВЭ-аттестат, не могут поступать в вузы, даже по внутренним экзаменам. Эта норма касается только одиннадцатиклассников, традиционно имеющих право сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ.

Олимпиады

Есть и абитуриенты, которые могут поступить в вуз «вне конкурса» – без экзаменов. Они имеют право не сдавать ни ЕГЭ, ни внутренние испытания. Такие привилегии эта особая категория поступающих получает за победы в предметных и спортивных олимпиадах высшего ранга. «Вне конкурса» – определение условное, так как олимпиадников все равно вносят в общий ранжированный список абитуриентов.

Льготы и квоты

Еще у одной категории абитуриентов есть другие преимущества: эти кандидаты на статус студента могут пользоваться преимущественным правом на зачисление или поступать по целевой и особой квотам на специально выделенные для каждой группы места.

Абсолютно все абитуриенты: и сдававшие ЕГЭ, и проходившие вступительные испытания в вузах, и победившие в олимпиадах, и получившие целевое направление, и социально незащищенные – могут добавить к своим результатов 10 дополнительных баллов за личные достижения.

С этим багажом академических достижений и социальных льгот такие разные абитуриенты и участвуют в конкурсе при поступлении в вузы. Как же высшие учебные заведения составляют списки поступающих и отбирают лучших из лучших?

Условия поступления

Для начала вуз распределяет абитуриентов по группам, согласно условиям поступления, которые они указали в своих заявлениях. Условий приема на учебу может быть 7:

  1. В учебное заведение в целом, включая его филиалы, или только в головной вуз, определенные или любые филиалы.
  2. На очную, заочную, очно-заочную учебу – на каждую форму отдельно.
  3. На конкретное направление/специальность бакалавриата или специалитета (раздельно по уровням) по одно- или многопрофильному конкурсу.  
  4. На бюджет (бесплатная учеба) или на договор (платная).
  5. Внутри бюджетного приема раздельно:
    • по целевой квоте;
    • по особой квоте;
    • на оставшиеся от бюджетной и целевой квот бесплатные места.

Дальше – среди подавших заявления на определенное направление подготовки самое значимое деление: на поступающих на бюджет и на платную учебу. Внутри этих двух групп абитуриентов распределяют по комплексу других условий:

  • очно или заочно;
  • по каждой из квот;
  • на общих основаниях – на места, которые останутся после зачисления квотников и льготников.

С учетом всех этих условий составляют ранжированные списки абитуриентов, раздельные для определенных условий поступления.

На примере. Семь абитуриентов пришли поступать в один вуз на журналистику:

  • первый подал заявление на участие в конкурсе для поступления без всяких льгот на очную бюджетную учебу;
  • второй – на очную бесплатную с поступлением по целевой квоте;
  • третий – на бюджетную очную с приемом по особой квоте;
  • четвертый – тоже на очную бюджетную, но на основании победы в олимпиаде;
  • пятый – на очную бесплатную в филиале головного вуза;
  • шестой – на заочную;
  • седьмой – на очную учебу по договору (платно).

Первые четыре абитуриента попадут в один общий для них конкурсный список (с учетом предварительных результатов раздельного отбора среди льготников и квотников); пятый, шестой и седьмой – в три отдельных: для поступающих в филиал; на заочную учебу; на платное обучение. После этого начинается самое интересное – ранжирование абитуриентов в списках.   

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий