Пасхальные традиции в Грузии

Пасха в Грузии – это увлекательное праздничное мероприятие. Как и во многих грузинских празднованиях, Пасха имеет множество старых грузинских традиций и позволяет попробовать множество уникальных блюд самобытной грузинской кухни, которые многим людям будет интересно открыть для себя.

Будучи страной, которая одной из первых приняла христианство на официальном государственном уровне (в четвёртом веке нашей эры), религиозные корни в Грузии уходят очень глубоко. Для грузин религия – это не то, что нужно только практиковать, она, скорее, неразрывно переплетена с самой фундаментальной частью грузинской идентичности и рассматривается многими как главная причина, по которой Грузия все ещё существует сегодня.

История Грузии испещрена веками беспощадных нападений и вторжений, главным образом со стороны арабского/исламского мира. Захватчики снова и снова заставляли местное население принимать ислам, но грузины никогда не сдавались. Когда разрушения и насилие тем, что могли видеть глаза, грузины обращались той единственной православно-христианской вере, которая у них оставалась.

Хотя православная Пасха в Грузии имеет некоторые сходства с другими вариантами празднования этого события по всему миру (например, 40-дневный или Великий пост), существуют некоторые существенные отличия в грузинских пасхальных традициях. Первое важное отличие — это разница в календаре. Страны, которые празднуют православную Пасху (как правило, большинство стран Восточной Европы), следуют юлианскому календарю вместо григорианского, используемого католиками и неправославными христианами.

Католическая («западная») традиция пасхальных празднований выпадает в первое воскресенье, которое выпадает на первое полнолуние после весеннего равноденствия. Однако православная Пасха привязана у тому первому полнолунию, которое следует после еврейского празднования Пейсаха (как правило, между 4 апреля и 8 мая). Значение этого религиозного события обнаруживается в Новом Завете, где говорится, что распятие и воскресение Иисуса случилось вскоре после его вхождения в Иерусалим, дабы отпраздновать Пасху (Пейсах). По этой причине православная Пасха немного сдвинута на одну-две недели позже, чем её празднуют большинство христиан западного мира.

Вербное воскресенье – Бзоба

Из-за разницы в календаре Вербное воскресенье также отмечается в другие даты – в воскресный день, ровно за неделю до празднования Пасхи. Как и большинство православных христиан, Грузины в этот день идут в церковь, покупают небольшие ветки самшитового кустарника (символ пальмы) и окунают их в церковную святую воду. Эти освящённые ветви затем забираются домой и, как правило, они должны сохраняться до такого же празднования следующего года. Согласно Библии, когда Христос входил в Иерусалим, его встречали приветствующие люди, размахивающие пальмовыми ветвями и кладущие их под его ноги на пути. Взять освящённую пальмовую (самшитовую) ветвь домой — это символ принятия Иисуса в сердце и дом, а также знак удачи.

Красная пятница

Красная пятница, также известная на Западе как Страстная пятница, выпадает на пятницу перед Пасхой. Грузины проводят день, окрашивая куриные яйца в красный цвет, используя луковую шелуху и измельчённый корень марены. Чем глубже и насыщеннее получается красный (алый) цвет, тем лучше, поскольку он символизирует кровь Христа, пролитую в день Распятия. Использование местных растений и луковой шелухи — это древняя грузинская пасхальная традиция, которая гораздо безопаснее, чем при использовании современных химических красителей.

Грузины также покупают или выращивают «пасхальную траву», фактически проросшую пшеницу, также известную как Джеджили (). Небольшой лоток с зелёным ростком высотой порядка 10 см можно либо купить на местном базаре, уже выращенным, либо самостоятельно заранее вырастить дома. Затем семена пшеницы проращивают в течение нескольких недель до даты. Есть даже своеобразный грузинский способ делать это, используя вату.

Окрашенные красные яйца затем помещают в эту траву (или вокруг), используя всю композицию в качестве обязательного украшения грузинского застолья на всём протяжении пасхальной недели, фактически символизируя зарождение новой жизни под христианским божественным началом, данной человечеству Христом после Его воскресения.

Великая суббота

Предпасхальный субботний день считается у грузин святым и люди обычно отмечают наступление Пасхи, встречая её в полночь во всех церквях по всей стране. Ночные службы проводятся с пением, литургией, молитвой и причастием (хлеб/вино) до восхода солнца. Процесс богослужения обычно заканчивается после зажжения Благодатного огня и молитвы.

Грузинское пасхальное воскресенье

Утро пасхального воскресенья обычно начинается с небольшой игры с крашеными яйцами. Все члены семьи выбирают себе яйцо и «сражаются», ударяя их друг друга. У кого яйцо не треснет, тот и считается победителем. Призом обычно бывает право забрать оставшиеся яйца себе! Но, как правило, этим никто не стремиться воспользоваться. Это небольшая и беззаботная игра для членов семьи всех возрастов.

Главным блюдом на супру (застолье) является (Чакапули), знаменитое грузинское рагу из баранины, наполненное ароматными травами, тоннами эстрагона и незрелыми (кислыми) зелёными сливами, которые придают ему очень отчётливый, кисло-острый вкус. Вегетарианскую версию этого грузинского пасхального блюда можно приготовить с использованием тушёных грибов, оно будет не менее вкусным! Ни одна супра, особенно пасхальная, никогда не обходится без хлеба (чаще всего хачапури) и красного вина, символизирующих соответственно тело и кровь Христа.

На десерт грузины пекут паску (аналог кулича). Отчётливая овальная форма паски на самом деле несёт в себе символизм и представляет собой гору Голгофу – место, где был распят Иисус Христос.

Приветствуя соседей, друзей или членов семьи в пасхальное воскресенье, грузины произносят «Кристе Агсгда!», что означает «Христос воскрес». Правильно будет ответить – «Хешмаритад агхсдха!», что означает «воистину воскрес».

Пасхальный понедельник

В понедельник после Пасхи семьи обычно собираются на кладбище, где похоронены их близкие. Эта традиция на самом деле имеет корни из времён существования в Советском Союзе, поскольку религия/церковь была запрещена. Из-за разной степени гонений, вместо церкви люди собирались на кладбищах, чтобы праздновать Пасху коллективно. У каждого надгробия зажигают свечи, а крашеные красные яйца символически прокатывают по могилам близких (или оставляют на могилах), чтобы «разделить с ними трапезу».

Обязательно пьют вино, произнося несколько тостов в память об ушедших. В традиции присутствует обычай даже поливать вином сами могилы (аналог того, что ставят стопку с водкой накрытую хлебом). Почитание своих предков, как живых, так и ушедших поколений – очень укоренившаяся традиция в Грузии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий