Удивительный театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Наше виртуальное путешествие

История создания

Официальное открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года. Центр музейного комплекса составляет здание старого городского театра, где  году в возрасте 14 лет Дали впервые выставил свои работы на коллективной выставке вместе с Жозепом Бонатеррой Грасом и Жозепом Монтурьолем Пучем

Как-то летним вечером Дали обратил внимание на щербатую кирпичную кладку театра. В сопровождении художника Жоакима Бека де Кареды он осмотрел руины, конструкция постройки его поразила, он предложил это место для музыкальных спектаклей

Его предложение не встретило отклика, к тому времени от здания, построенного в 1849 году архитектором Жозепом Рока-и-Бросом, оставались одни развалины, шаткий обгорелый скелет. Гражданская война 1936 года положила конец его былой славе, в феврале  он был подожжен солдатами национальной гвардии. Поворотный момент наступил в мае 1961 года, когда Дали рассказал Рамону Гуардьоле, меру Фигераса, и Мелито Казальсу, своему доверенному фотографу, о намеренье построить здесь необычный музей. Несмотря на рвение гениального художника, ему пришлось ждать целое десятилетие, пока его мечта не начала воплощаться в жизнь. Причиной подобной задержки была нескончаемая тяжба между Мэрией Фигероса и Главным управлением изящных искусств, не желавшим финансировать проект. Недоверие Мадрида было вызвано концепцией музея, которую отстаивал создатель: Дали не собирался выставлять ни одной оригинальной картины, только репродукции. «Музей никого не разочарует,- настаивал художник.- У фотографий есть одно преимущество: они лучше оригинальных работ. Люди еще успеют разочароваться, когда увидят оригиналы.» В конце концов Дали пришлось уступить, и он согласился передать музею оригиналы картин. 13 октября 1970 года, после того как конфликт был улажен, начались работы по реконструкции здания театра. Силуэт Театра-Музея стал символом международного поп-арта. Его геодезический купол не спутать ни с чем, строительство крыши над сценой музея было поручено Эмилио Пересу Пиньейро и начались в январе 1973 года. Для этого архитектор использовал конструкцию из стекла и стали, вдохновившись работами американского дизайнера Ричерда Фуллера. В течение 1984 года стены здания постепенно покрылись буханками крестьянского хлеба. Ритмическим повторением хлебов дом должен был вызывать эффект, аналогичный особняку с раковинными Касса де Лас Кончас в Саламанке или итальянскому Палаццо Деи Диаманти. Этот прием, уже опробованный Дали в середине 50ых годов на доме в Кадакесе, говорил о преклонении художника перед хлебом. «Хлеб стал одним из давних предметов фитишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен.» Для завершения оформления экстерьера художник отобрал несколько гигантских яиц, похожих на те, что украшают дом Порт-Льигате. Выбор был вполне закономерным: Дали использовал яйца во многих своих картинах, перформансах, акциях и скульптурах. Помимо того, что яйца символизируют пищу, ампурданские яйца, особенно желтые, славятся своим качеством и ценятся на рынках гораздо дороже, чем другие. 12 октября 1983 года к театру был присоединен соседний дом Горгот, в ансамбль входила башня «сейчас известная как башня Галатея» и часть средневековых стен города. Позднее башня Галетея стала последней резиденцией художника. Согласно распоряжению художника, он был погребен здесь ос всеми почестями 25 января 1989 года. Предсмертное желание гения – слиться с этим скроенным по собственным меркам музеем было полностью в его характере. После смерти художника фонд «Галл-Сальвадор Дали» приобрел здание, примыкающее к башне Галатея. Постройка была переоборудована в музейный зал, в котором с 2001 года хранится великолепная ювелирная коллекция, придуманная Дали для Оуэна Читхема. Произведения из жемчуга, рубинов, сапфиров, золота и бриллиантов достойно венчает донкихотскую затею, мысль о которой в один летний вечер посетила Дали, пока он созерцал, как отражение колокольни Св.Петра постепенно исчезало в высыхающей луже. «Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Обьяснения к фотографиям творений Дали из книги 

Немного о создателе

Будущий художник родился в семье нотариуса, но очень рано начал увлекаться искусством. Уже в пятнадцатилетнем возрасте юный художник провел свою первую выставку. Местом выставки послужил театр в его родном городке.

В семнадцать лет юных художник оставляет родной городок и едет в столицу для получения образования. Здесь он не только поступает в Академию художеств, но и знакомится с множеством интересных людей, которые оказали немалое влияние на будущее творчество. Так, к числу своих друзей-наставников Дали причисляет Гарсия Лорка и Пабло Пикассо.

К 22 годам Дали не только обретает свой художественный стиль, но и оказывается исключенным из числа студентов Академии с формулировкой «за дерзкое и непочтительное поведение по отношению к мэтрам искусства».

В возрасте 25 лет в жизни художника происходит сразу два грандиозных события. Во-первых, он становится соавтором короткометражного фильма «Андалузский пес». Во-вторых, он знакомится с Еленой Дьяконовой, которой суждено было стать музой художника.

В семье Дали были приняты строгие католические нравы, поэтому любовная связь Сальвадора с иноверкой да к тому же, замужней, была воспринята в штыки. Поэтому Дали надолго уехал из родного города, переехав в Поселок Порт-Льигард. Влюбленные поселились в рыбацкой хижине. Сальвадор писал картины, а Елена которая с юности не любила свое имя и просила называть ее Гала, отвозила их на рынок в Кадакесе. Нужно сказать, что спрос на картины был высоким и художник быстро приобретал известность.

После захвата власти генералом Франко, супруги решают покинуть Испанию и поискать счастья за океаном. Поселившись в США, художник продолжает активно работать, пишет картины, работает над театральными декорациями, выпускает книгу. Большинство произведений автора весьма скандальны, но невероятно успешны с коммерческой точки зрения.

Спустя годы семейство Дали решает вернуться на родину. Испания радушно принимает художника, ставшего уже всемирно знаменитым.

После возвращение художника на родину, мэрия города попросила подарить городскому музею одну из своих картин. Однако Дали приходит в голову преподнести своим землякам куда более щедрый дар – построить целый музей. Расположить его он решает в здании театра, которое к тому времени уже было разрушено.

На создание этого уникального сооружения ушло без малого 15 лет. Вед нужно было не только восстановить разрушенное здание, но и собрать экспонаты. Дали с огромным воодушевлением занимался созданием музея, загоревшись идеей собрать под одной крышей все свои самые удачные творения. Художник лично контролировал все этапы работ, он потратил на строительство практически все свои сбережения, а также, те субсидии, что выделяло правительство и пожертвования простых испанцев.

Затраченные средства и усилия не прошли впустую, открывшийся в 1974 году музей сразу стал популярным и быстро обрел мировую известность.

Дали скончался в 1989 и, согласно, завещанию мастера, его прах был похоронен на территории музея. Сегодня каждый посетитель может увидеть надгробную плиту, но далеко не все знают, что это не просто плита, а реальная могила.

Проверить наличие билетов

5 вариантов • от
16,50 €

Entry tickets

Выбор Tiqets

входной билет

Театр-музей Дали: проход без очереди

Показать «Что включено»
Скрыть «Что включено»

Хит продаж

  • Беспрепятственный доступ в театр-музей Дали
  • Доступ к коллекции драгоценностей Дали
  • Цифровой Tiqets путеводитель по Треугольнику Дали на английском языке

Читать описание

Откроется в новом окне

От

16,50 €

Экскурсии

Get an in-depth experience of Театр-музей Дали

входной билет

экскурсия с гидом

Театр-музей и дом Дали: Экскурсия для небольшой группы из Барселоны и гостиничный транспорт

  • Длительность: 11 ч.

  • Гид, говорящий на английский, испанский

  • Группа не более чем из 8 участников

Показать «Что включено»
Скрыть «Что включено»

  • Время начала: 08:30
  • Посещение театра-музея Дали в Фигерасе
  • Вход в Дом-музей Дали в Портлигате *Вход в Дом-музей Дали в Кадакесе
  • Транспорт в оба конца из Барселоны
  • Профессиональный гид, говорящий на английском или испанском языке
  • Пешеходная экскурсия по Кадакесу
  • Заезд и выезд из отеля
  • Группа макс. 8 человек

Читать описание

Откроется в новом окне

От

148,00 €

входной билет

экскурсия с гидом

Музей Дали, Фигерас и Жирона: Экскурсия с гидом из Барселоны и гостиничный транспорт

  • Длительность: 10 ч.

  • Гид, говорящий на английский, испанский

  • Группа не более чем из 8 участников

Показать «Что включено»
Скрыть «Что включено»

  • Время начала: 08:30
  • Вход в театр-музей Дали
  • Транспорт в оба конца из Барселоны
  • Профессиональный гид, говорящий на английском или испанском языке
  • Знакомство с театром-музеем Дали
  • Пешеходная экскурсия по Фигерасу и Жироне
  • Заезд и выезд из отеля
  • Группа макс. 8 человек

Читать описание

Откроется в новом окне

От

110,00 €

входной билет

экскурсия с гидом

Музей Дали и Жирона: Экскурсия с гидом из Барселоны

  • Длительность: 11 ч.

  • Гид, говорящий на английский, испанский

Показать «Что включено»
Скрыть «Что включено»

  • Вход в театр-музей Дали без очереди
  • Транспорт в оба конца из Барселоны
  • Профессиональный гид, говорящий на английском или испанском языке
  • Знакомство с театром-музеем Дали
  • Доступ на постоянную выставку “Драгоценности Дали
  • Пешеходная экскурсия по Жироне

Читать описание

Откроется в новом окне

От

80,00 €


—10%

72,00 €

входной билет

экскурсия с гидом

Театр-музей Дали и Фигерас: Экскурсия с гидом

  • Длительность: 1 ч.

  • Гид, говорящий на английский, испанский

Показать «Что включено»
Скрыть «Что включено»

  • Вход в театр-музей Дали
  • Доступ к выставке “Драгоценности Дали
  • Знакомство с театром-музеем Дали
  • Экскурсия с гидом по местам Дали в Фигерасе

Читать описание

Откроется в новом окне

От

22,00 €

4.8

на основании 978 отзывов

5

4

3

2

1

788
158
24
3
1

Полезная информация

Точный адрес театра-музея Фигерас, Площадь Гала-Сальвадор Дали, 5. Впрочем, заблудиться в городке сложно, вся его жизнь сосредоточена вокруг театра-музея.

Поскольку туристы обычно приезжают в столицу Каталонии, то их интересует, как добраться из Барселоны до здания театра-музея. Удобнее всего воспользоваться электричкой, ехать придется менее двух часов, отправление с центрального вокзала. Можно добраться до города и на автомобиле.

Прежде чем отправляться в путешествие, стоит уточнить часы работы театра-музея. В зимнее время он открыт с половины одиннадцатого утра до шести вечера. Начиная с первого дня весны и до 30 июня, музей открыт для посетителей с половины десятого утра и до шести вечера. А в высокий сезон время работы – с девяти утра до восьми вечера.

Стоимость полного билета – 12 евро пройти бесплатно могут дети в возрасте до восьми лет. При посещении музея группой от 25 человек можно получить скидку 50%.

Посетить музей можно с экскурсией, которые организовывают туроператоры. В программу помимо осмотра музея, может входить посещение других памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Дали.

Однако истинным ценителям стоит посетить театр-музей самостоятельно. Причем приезжать лучше с самого утра, к открытию музея. Тогда можно будет не торопясь осмотреть экспозицию, сделать фото на память. Дело в том, что основная масса туристических групп приезжает к обеду, и тогда в музее образуется толчея, что, естественно, мешает вдумчивому осмотру.

Музей-театр Сальвадора Дали в Фегерасе

Итак, вернемся в музею-театру Дали. Сейчас это второй по популярности музей Испании, после музея Прадо в Мадриде. Найти в Фегерасе музей просто, так как весь небольшой городок живет благодаря ему.

Вы увидите большое розовое здание с огромными куриными яйцами на крыше. Яркий фасад здания украшен желто-бежевыми выпуклыми фигурками, обозначающие молекулы. Не зная этого, можно подумать, что кондитер решил украсить дом кремом из кулинарного мешка.

До посещения музея у нас оставался час,  поэтому мы прогулялись вокруг. Фегерас небольшой и уютный испанский городок, где все крутится вокруг имени Дали. Все достопримечательности собраны в одном месте: и Собор, где крестили Сальвадора Дали, и Театр-музей и сокровищница.

В одном из многочисленных магазинов я купила книгу-путеводитель по музею Дали, но читать, конечно, ее времени не оставалось.  Кстати, сам Дали был против проведения экскурсий по музею, как людьми, так и при помощи аудиогидов. Он считал, что человек должен самостоятельно погрузиться в мир сюрреализма, отдаться фантазиям, прочувствовать самостоятельно без подсказки шаблонных экскурсий.

Наверняка, многие задумываются, стоит ли посетить музей Сальвадора Дали?

Мне кажется, что однозначно стоит, даже, если вы не любите живопись и музеи в принципе. И даже, если вы не любите сюрреализм. У такого эпотажного гения сюрреализма не могло бы получиться создать простую выставку картин. У Дали получился гораздо больше театр, чем музей, с ним самим в главной роли ( в прямом смысле, даже могила Дали находится здесь, в музее).

При входе в музей, посетителей шокируют сразу.

Например, над входом, расположен скафандр ( означающий начало погружения в подсознание) и скульптуры с хлебом на голове. Хлеб – это вообще отдельная тема в творчестве Дали. Перед посещением, настоятельно рекомендую почитать его биографию.

Интерьеры

Уже само здание, в котором расположился театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе, вызывает удивление посетителей. Здание цвета лососины с полукруглой башней сразу заставляет настроиться на интересное путешествие, наполненное мистификациями. Завершают архитектурный ансамбль стилизованные куриные яйца, установленные на крыше.

Прямо на входе посетителей встречает фигура в скафандре, предупреждая о том, чтобы гости были готовы с головой погрузиться в необычный мир. Заходя в портал, посетители оказываются во внутреннем дворике, который больше всех остальных залов похож на театральные подмостки. В центре двора установлена композиция, названная автором «Дождливое такси». В углублениях фасада, увитого плющом, установлены манекены золотистого цвета, стоящие в позах, обозначающих приветствие.

Внутри здания посетителей оживет сюрприз. Если снаружи здание выглядит трехэтажным, то внутри обнаруживается целых шесть этажей, этого удалось добиться, размещая экспонаты на разных уровнях.

Под прозрачным куполом находится сцена театра-музея, а на ней расположено несколько известных работ художника. Например, тут размещена знаменитая картина «Смотрящая на море обнаженная Гала». Уникальность этой картины в том, что если отойти от нее на расстояние более 20 метров, изображение волшебным образом «преображается», превращаясь в портрет Линкольна. Для создания этой уникальной картины «трансформера» художник впервые применил специальную цифровую технику.

Дать систематизированное описание экспозиции этого музея нереально. У посетителя создается впечатление, что он очутился в фантастическом мире, в котором стерты все грани физических законов. Однако потом становится понятно, что все экспонаты объединены общей идеей.

В первой части представлены работы, которые позволяют проследить творческий путь художника. Тут есть и его юношеские работы, и пробы, сделанные в стиле кубизма, эскизы, написанные «под импрессионистов» и много другое.

Удивительное впечатление создает картина под названием «Исчезающие образы». Кто-то при первом взгляде на эту картину видит портрет бородатого гражданина, как на картине Веласкеса. Другие же видят девушку, которая стоя читает письмо, как на картине Вермеера.

Удивительное впечатление оставляет и комната-лицо, созданная в честь скандальной голливудской кинодивы Мэй Уэс. Тут расположен известный многим диван, имитирующий сомкнутые губы.

В башне «Галатея» расположена поздние работы художника, многие из них появились в залах уже после того, как Дали ушел из жизни. Тут много работ, построенных на эффекте готической иллюзии и стереоскопичности.

Посетители части выставки, посвященной драгоценностям, могут увидеть, как готовые ювелирные изделия, так и эскизы художника.

3 сюжетные линии театра Сальвадора Дали

Попавшему в фигерасский театр-музей впервые, может показаться, что он очутился в фантастическом месте, где есть загадка и нет системы, а грани реальности стерты. Но уже спустя некоторое время станет понятно, что первое впечатление ошибочно: хоть все экспонаты музея имеют собственный характер, они объединены общей идеей в единое целое.

На ступеньках у входа гостей встречает, раскинув руки, «старина» Ньютон с продырявленной головой.

Ньютон

А чуть выше на пьедестале из автомобильных шин расположился великий живописец Менсонье, вызывавший искреннее восхищение Сальвадора.

Живописец Менсонье

На территории музейного комплекса существуют обособленно и в то же время неразрывно 3 основных объекта: собственно музей, занимающий территорию бывшего театра, башня Галы — «Галатея» и выставочный центр с драгоценностями, созданными по эскизам Дали.

В музейной части собраны работы, отражающие весь творческий путь художника, от первых работ-исканий в стиле кубизма, футуризма, импрессионизма, до творений, рожденных в последние года жизни.

Здесь можно увидеть буднично-чувственную «Галарину» и «Атомную Леду» — сюрреалистическое повторение библейского сюжета. Со многих полотен Дали на нас смотрит его Галá.

Удивительно «Исчезающие образы», на котором автор сумел объединить сразу 2 великих художников: Веласкеса и Вермеера Дельфтского.

«Исчезающие образы»

Присмотритесь: девушка, читающая письмо (почти точная копия вермееровского сюжета), плавно превращается в глаз, нос и бороду, становясь частью портрета Веласкеса.

Чуть дальше, за чередой залов с картинами и инсталляциями — знаменитая комната-иллюзия, которую Дали «слепил» из черт лица кинодивы Мэй Уэст.

Комната-иллюзия «Лицо Мэй Уэст»

Здесь стоит самая известная деталь интерьера, придуманная сюрреалистом — диван в форме губ.

Помимо работ Дали, в экспозиции музея есть картины и других представителей мира искусства, которых художник считал своими учителями. Например, в зале шедевров можно увидеть полотна Эль Греко, Эвариста Вальеса, Антонио Питчота, Жерара Ду, Марселя Душама и других.

В партере музея — сад под открытым небом. Здесь стоит любимая инсталляция Сальвадора, названная самим автором величайшим сюрреалистическим памятником в мире.

Необыкновенное сочетание символов: «Великая Эсфирь», тянущая за собой троянскую колонну из автошин. На вершине — лодка Галы с каплями из окрашенных презервативов. На ней возлюбленная художника выезжала поохотиться на молодых мужчин. Центральный элемент композиции — черный «дождливый» кадиллак. Если опустить в слот монетку, на манекенов, сидящих внутри кадиллака, прольются «капли дождя».

«Дождливое такси» Сальвадора Дали
Дождливое такси и Великая Эсфирь

А недалеко расположился известный каталонский философ Франсиск Пужольс с телом из оливкового дерева.

Дали сделал своего Пужольса очень похожим на друга семьи Пепито Питчота

Стены партера испещрены иероглифами, а в углублениях оконных проемов расположились символы современности: манекены, притворяющиеся жрецами из Древнего Египта, скелеты животных, фонари и даже флуоресцентные умывальники.

Манекены только напоминают жрецов, а на самом деле это — любимая муза художника, Гала

Башня «Галатея» была пристроена к зданию театра позже и представляет собой галерею залов, в которых собраны поздние работы Дали, а также те его творения, которые стали собственностью музея уже после смерти художника. Здесь восприятием правит иллюзорность. В залах много стереоскопических и анаморфических работ, а также тех, в которых присутствуют приемы оптического монтажа.

Гости выставочного комплекса «Дали-драгоценности» могут увидеть произведения художника, созданные в период с 1941 года по 1970 год, а также несколько ювелирных изделий, изготовленных по эскизам Дали уже после его смерти. (Ювелирная коллекция Сальвадора Дали)

В этой части музея можно увидеть 36 ювелирных изделий из коллекции Оуэма Читама и 27 изображений на бумаге. Среди них — «Апофеоз доллара», написанный маслом в 1965 году.

«Апофеоз доллара», 1965

Фасад… Музей с яйцами…

Великий мастер искажённой реальности лично принимал участие в обустройстве музея, и группа профессиональных архитекторов блистательно воплощала в жизнь идеи художника, выполненные в рисунках и набросках на бумаге.

Дали считал яйцо первоисточником всего живого на Земле, и потому в его картинах нередко можно встретить этот круглый образ. Так и в архитектуре театра, по периметру крыши, которую венчает огромный купол, вставлены яйца.

Окончательный вариант здания стал чем-то средним между средневековым замком и огромным свадебным тортом, но на то он и сюрреализм, чтобы удивлять и загадывать загадки.

Крепость Сант-Ферран

В километре от музея Дали находится крепость Сант-Ферран, самая большая в Европе крепость 18-го века. Ее можно посетить, если у вас много свободного времени или если вы увлекаетесь крепостями и военной историей.

Мы отправились в ту сторону безотчетно, а когда дошли до массивных ворот и осознали масштабы Сант-Ферран,  засомневались, так как в планах на этот день еще стоял Кадакес. Но, раз пришли, как-то глупо было разворачиваться (от музея Дали до Сант-Ферран дошли за 15 минут).

Билет стоит 3 евро, к билету прилагается аудиогид (есть на русском) и карта местности.

Крепость, действительно, огромная.  Это сложное фортификационное сооружение с бастионами, равелинами, сторожевыми башнями и многочисленными казармами.  Начали строить ее в 1753 году для защиты границы с Францией и строили 13 лет.

Место высокое, довлеющее над всей округой. В равелине бегают олени.

Посмотрите, какая нескончаемая конюшня – не видно конца коридору.

Потратили мы на крепость Сант-Ферран около часа.  Было жарко, хотелось купаться, и мы даже пожалели, что отправились в дальний угол Фигераса смотреть эту крепость.

Но нет худа без добра. В кассе музея работала русская девушка, которая нам присоветовала на выбор два кафе с каталонской кухней «Can Punyetes» и «Sidreria Txot’s».

Вокруг музея Дали

У входа в музей стоит своеобразный памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу, с которым дружили Сальвадор и Гала. Бюст Пужольса установлен на голове Гомера, которого Дали чтил, как первопроходца в мир подсознания. Большая фигура с яйцом вместо головы, вероятно, это сам Сальвадор Дали.

Памятник Ньютону работы Дали

На спуске на улицу Carrer de la Jonquera расположен памятник Исааку Ньютону и открытому им закону притяжения. Сальвадор Дали изобразил великого физика с яблоком, падение которого натолкнуло на открытие. Но скульптор аллегорически соединил его с плодом познания Адама и Евы и поместил внутрь сквозного тела скульптуры. Отверстие в теле символизирует открытость и чистосердечность, а в голове – восприимчивость и объективность.

Напротив главного входа в музей находится церковь Сант-Пере, в которой крестили Сальвадора Дали.

От Башни Гала начинается улица Pujada del Castell, которая приводит к самой большой бастионной крепости в Европе – Замку Сант-Ферран. В нем проходил воинскую службу юный Сальвадор Дали.

Театр-музей Дали в Фигерасе

Это, действительно, театр – в прямом и переносном смысле. Музей устроен в здании городского театра. И он представляет собой настоящее шоу. Как писал Дали: «Посетители будут уходить с ощущением, что им приснился театральный сон».

Когда-то в местном театре состоялась первая выставка работ 14-летнего Сальвадора. Во время гражданской войны театр горел. В 1968 году театр восстановили и устроили там музей Дали. На создание театра-музея ушло 6 лет. Его открытие состоялось в сентябре 1974 года. С тех пор Фигерас, небольшой каталонский город в 150-ти км от Барселоны, наводнен туристами.

Перед посещением музея обязательно обойдите здание, потому что это тоже часть композиции. Театр-музей Дали продемонстрирует вам свои многочисленные лики: от вполне традиционного фасада театра до башни Галатеи с водруженными наверху яйцами.

Вход в музей

Башня Галатея принадлежала дому Горгот, располагавшемуся по соседству с театром. В 1983 году дом с башней стал частью музея. В башню Галатея Дали, одинокого и больного старика, перевезли из замка Пубол. Комната в башне Галатея стала его последним пристанищем.

Башня Галатея

Картина имеет исчерпывающее название: «Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна»

Возле лестницы стоит большой портрет Бетховена, который, как пояснено в путеводителе, был создан Дали с помощью осьминогов: художник бросал их на бумагу, осьминоги оставляли черные следы и разводы. В результате этих выверенных бросков на бумаге возник образ Бетховена.

Над сценой бывшего театра водружен прозрачный купол.

Бывшая сцена городского театра, а ныне центральный зал музея под большим прозрачным куполом

Все ходят по сцене театра, не подозревая, что под ногами могила Сальвадора Дали. И узнают об этом, только спустившись на уровень ниже и оказавшись в крипте с саркофагом.

Как художник Дали пробовал себя в самых разных жанрах, и в музее представлены образцы его работ всевозможных направлений и во всевозможных техниках. Тут и супрематизм, и конструктивизм, и импрессионизм, и классицизм, и графика. Рисовальщиком он был отменным, и, кажется, никаких границ для него не существовало. Были картины, которые я приняла за старинные фотографии.

Самые ценные работы Дали разместил в Зале Сокровищ и Зале Рыбные Лавки. Это наиболее интересная часть музея. Мне очень понравилась картина «Сон Отелло о Венеции».

Много весьма неприятных произведений, типа бородатой Моны-Лизы, «Отолорингической головы Венеры»,  у которой нос и ухо поменялись местами и другими арт-объектами в том же духе.  В целом же, довольно занятно, музей огромный, но время течет незаметно, потому что в каждом зале натыкаешься на что-то неожиданное.

В зале Мэй Уэст вдоль стены стоит очередь.

Это очередь к помосту, поднявшись на который, через линзу можно увидеть лицо актрисы Мэй Уэст — лицо складывается из отдельных предметов: дивана в форме губ, сделанных из фотографий глаз, носа, в глубине ноздрей которого уложены горящие дрова. Композиция называется «Лицо Мэй Уэст, которое может использоваться как комната».

Многочисленные портреты Галы

А вот как Дали изобразил своего друга Пикассо:

Знаменитые «текучие» часы

Как было написано в путеводителе по музею,  при оформлении залов Дали руководствовался принципом накопления,  а не отбора. Действительно, от такого количества и разнообразия экспонатов глаза разбегаются.

То и дело здесь натыкаешься на реплики и включения великих произведений искусства. Ника Самофракийская, Венера Милосская, шедевры Леонардо, Микеланжело — присутствуют когда фрагментарно, а когда и целиком, как, скажем, этот Моисей Микеланжело, посаженный в застенке под осьминогом:

Самый эффектный зал театра-музея Дали — Дворец Ветра. Именно в этом зале театра 14-летний Сальвадор Дали выставлял свои первые работы

В первую очередь обращает на себя внимание панно на потолке, в центре которого Гала и Дали

Заканчивается музей витринами с ювелирными изделиями, созданными по эскизам Дали.

Наследие Сальвадора: театр-музей сегодня

Вернувшись в Испанию, король эпатажа вспомнил о своей любви к родной Каталонии и не изменял ей уже до самой смерти. В 1982 году королем Испании ему был пожалован титул маркиза де Пуболь. Дали создал свой музей и умер в очень преклонном возрасте, 23 января 1989 года, оставив в истории след необычайной яркости.

Нынешний директор музея, друг Сальвадора Дали, Антонио Питчот, старается пополнить экспозицию музея и всегда рад гостям. Сегодня театр-музей Дали имеет репутацию самого посещаемого музейного комплекса Испании. Ежегодно погрузиться в мир грез и символов Сальвадора Дали приезжают более 1 000 000 человек.

Завещание художника было необычным: он пожелал быть похороненным в театре-музее. Его воля выполнена: среди экспонатов музея есть надгробная плита с простой надписью: Сальвадор Дали-и-Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904—1989. Не многие посетители музея знают, что за белой плитой, расположенной в центральной части выставочного зала, в склепе замуровано тело самого великого мистификатора 20-го столетия. Склеп расположен совсем недалеко от женского туалета, куда всегда выстраивается очередь. Любопытный к новостям Дали и после смерти всегда в курсе событий, ведь женщины так любят поговорить 🙂

Внутренний интерьер…

Техника сюрреализма стирает грани между реальностью и потусторонним миром, расширяет пространство. Вот так и в музее пространство разделено на пять разноуровневых площадок, в которых посетитель оказывается, как бы внутри произведения искусства.

Стены залов расписал сам мастер, а ещё их украшают великолепные репродукции его картин.

Посетитель, проходя по залам, может наблюдать стеклянные стены, за которыми, впрочем, ничего не видно, оказаться в трёхмерной реконструкции картины Дали, а также забрести в коридор, заканчивающийся тупиком.

По задумке самого мастера пространство внутри помещения искажается, создавая иллюзию пребывания в иной реальности, где все предметы выглядят, как будто во сне.

Внутренние террасы здания наполнены скульптурными экспозициями, позволяющими раскрыть внутренний мир художника, прочувствовать монументальность и великолепие сюрреализма.

Где поселиться в Фигерасе

От ж/д вокзала Фигераса до музея Дали можно неспешно дойти минут за 20. Однако, по дороге я планировал заселиться в какой-нибудь отель. Потом я немного пожалел, что не забронировал отель перед поездкой, – мог бы немного сэкономить денег и время.

На фото: поселился в приятном отеле “Дюран”, Фигерас

Первый отель, который мне очень понравился – “Hotel Rambla“, оказался занят. Этот современный отель недорогой и прекрасно расположен, а из окон открывается вид на красивый бульвар (в нем я остановился в следующий раз:)). Фигерас оказался популярным среди туристов городом. Я двинулся дальше и вскоре отыскал другой – небольшой и уютный отель “Duran“, комната на втором этаже за 57 евро. Я быстренько заселился, затем выпил пива в кафе и спокойно отправился на освоение города. Музей Дали был у меня оставлен на десерт.

Рекомендую бронировать отель в Фигерасе хотя бы в день поездки, – выйдет дешевле и останется больше времени на прогулку по городу.

Dalí Theatre-Museum

В музее – множество комнат, в каждой из которых – работы Дали, стереоскопические установки, анаморфизмы. Никаких гидов и указателей, в какой последовательности нужно проходить комнаты, нет. Это было просьба Дали. Он считал, что определенной последовательности в мире сюрреализма нет и быть не может. Что касается работ Дали, то ранние работы более яркие и понятные, работы же последних лет – тоскливые и нечеткие. Оказывается, в последние годы жизни у Дали была болезнь Паркинсона, что и объясняет нечеткость линий.

Также в музее есть отдельная экспозиция Dalí Joyas, открытая в 2001 году, где представлены также украшения из золота с драгоценными камнями из ювелирной коллекции Сальвадора Дали Owen Cheatham. Эскизы для коллекции он начал прорабатывать в США в 1941 году.

Множество работ посвящены музе – любимой женщине Сальвадора – Гале (Елене Дмитриевне Дьяконовой), которая в 1934 году стала его официальной женой, и с которой он не расставался до конца жизни. Об их отношениях впору писать роман: Гала не упускала случая завести интрижку на стороне. Дали знал об этом, но не упрекал жену, более того, даже купил ей замок Пуболь, в котором она жила отдельно, и могла «принять» мужа, только дав на то письменное согласие.

Конечно, не все в творчестве Дали доступно для понимания. Или, наверное, сюрреализм невозможно понять. Но после прогулок по залам музея реальность куда-то пропадает. Может, для этого, в театре-музее есть зеленый внутренний дворик, где можно немного прийти в себя. 🙂

Одно из самых сюрреалистичных произведений — комната американской актрисы Мэй Уэст (La Sala Mae West). Для лучшего обзора можно подняться на возвышение в зале, чтобы увидеть картину целиком.

Помимо работ Дали, среди которых самыми известными являются «Портрет Гала», «Мягкий автопортрет с беконом», «Корзина хлеба», в музее представлены работы и других художников: Антони Питхот (Antoni Pitxot) и Эварист Валлес (Evariste Valle) и некоторых скульпторов, чьи произведения выглядят пугающе реалистично.

В центре музея — замурованная в пол могила художника. Дали, который окончил свои дни именно здесь – в театре, просил, чтобы люди могли ходить по его могиле.

Впечатления от посещения музея неоднозначные. Сальвадор Дали очень неординарная личность, так и музей, в который он вложил душу, — очень неординарный, местами непонятный, но незабываемый.

При путешествии по Каталонии, посещение театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе (Dalí Theatre-Museum) обязательно, даже если не являетесь поклонником творчества Дали.

Архитектурные мистификации или мистическая архитектура?

Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разноуровневым. Вторая мистическая часть здания — прозрачный сферический купол, названный геодезическим.

Как Микеланджело, задумывая свой собор Святого Петра, более всего заботился о куполе, так и Дали решил, что купол станет главным элементом необычного строения.

Купол музея

Великий Сальвадор ошибся совсем немного: купол стал больше, чем значимым элементом музея, он превратился в символ города Фигерас. Сам художник объяснял свое решение создать купол так: «Представляется очевидным то, что есть другие миры, в этом нет сомнений; но, как я уже неоднократно говорил, эти другие миры заключены в нашем, они существуют на земле, и именно в центре купола музея Дали находится совершенно новый, неожиданный и чарующий мир сюрреализма».

Под куполом расположена бывшая сцена, а на ней — несколько гениальных творений художника. Вот, например, одна из величайших иллюзий Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод.

На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна.

Портрет Авраама Линкольна

И, наконец, третья архитектурная мистификация — гигантские «Шалтаи-Болтаи», сидащие на стенах, а точнее, украшающие крышу здания. Их белоснежная скорлупа ярко контрастирует с темно-красными стенами с золотистыми вкраплениями из… хлебных булочек — самого любимого фетиша мастера.

Попади кэрролловская Алиса в этот музей, вряд ли Страна чудес и Зазеркалье так уж удивили бы ее.

Театр-музей в Фигерасе
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий